Posted 19 ноября 2008,, 21:00

Published 19 ноября 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 07:48

Updated 8 марта, 07:48

«Я был на грани жизни и смерти»

19 ноября 2008, 21:00
Как выяснили «НИ», на днях один из судов Карелии вынес прецедентное решение – отпустить из заключения осужденного, который болен СПИДом. Мужчина сумел доказать, что нуждается в срочном лечении и может получить его только на свободе. По мнению экспертов, решение суда открывает путь на волю еще 39 тыс. осужденных с ВИЧ.

Виктор П. был судим за кражу и отсидел из положенных трех лет два года и три месяца. «Еще в СИЗО я сказал, что у меня ВИЧ. Но это не улучшило условия», – рассказал бывший заключенный «НИ». По его словам, препараты для необходимой ВИЧ-инфицированным терапии в исправительных учреждениях отсутствуют, а больных СПИДом заставляют работать вместе со всеми и не обеспечивают усиленным питанием, хотя это положено по закону. «За два года нахождения на зоне я несколько раз был на грани жизни и смерти, а на свободу вышел с температурой в 40 градусов. Да, я совершил преступление – украл. И должен быть наказан. Но не смертью же!», – возмущается бывший зэк, который сразу после освобождения попал в гражданскую больницу, где находится и сейчас.

Адвокат Дмитрий Динзе подтвердил «НИ», что его подзащитного освободили условно-досрочно на основании вывода медиков о необходимости срочного лечения. Помимо ВИЧ, у бывшего наркомана диагностировали туберкулез и сразу три формы гепатита – В, С и D. В это трудно поверить, но врачи лечебно-исправительного учреждения № 4, расположенного в Сегежском районе Карелии, сами признали, что не в состоянии вылечить осужденного. «Тюремные фтизиатры (доктора, специализирующиеся на лечении легочных инфекций. – «НИ») умеют лечить туберкулез, но совсем не разбираются в СПИДе. Я сам видел, как у многих ВИЧ-инфицированных от традиционного лечения отказывала печень или их поражал грибок», – рассказывает Виктор.

Уголовно-процессуальный кодекс позволяет смягчать наказание по состоянию здоровья либо вовсе освобождать от него. Однако юристы говорят, что на практике эта статья почти не применяется. «На моей памяти отпустили домой только одного заключенного с саркомой (опухоль соединительной ткани. – «НИ»). И то для того, чтобы он умер не в тюрьме. На свободу его выносили на руках», – поясняет адвокат Динзе. «Случай с Виктором уникален. Мы о таких еще не слышали. Как правило, суды игнорируют невозможность получить лечение в исправительном учреждении», – подтверждает «НИ» сотрудник Межрегиональной правозащитной ассоциации АГОРА Дмитрий Колбасин.

По данным Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН) РФ, в местах лишения свободы находятся 39 тыс. ВИЧ-инфицированных. Это примерно 10% от общего числа официально зарегистрированных в России носителей этого вируса (по оценкам экспертов, реальное количество ВИЧ-инфицированных в 5–10 раз больше). Девять из десяти находящихся в тюрьме носителей ВИЧ – это потребители внутривенных наркотиков, многие из них помимо ВИЧ больны туберкулезом или гепатитом. По мнению адвоката Динзе, нынешнее решение может открыть им путь на свободу: «Состояние здоровья и необходимость оказания медицинской помощи – это аргумент. Но лишь когда он звучит из уст эксперта. Вот только у большинства заключенных с тяжелыми болезнями нет денег, чтобы эксперта пригласить. К тому же специалиста могут не пустить к заключенному без объяснения причин».

Решение суда освободить ВИЧ-инфицированного заключенного может повлиять и на судьбу самого известного больного СПИДом российского арестанта – бывшего вице-президента ЮКОСа Василия Алексаняна. С февраля нынешнего года он находится в онкологической клинике в связи с раком лимфатических желез, а на днях ему удалили селезенку. Однако в этом случае, по мнению экспертов, судебному решению должно предшествовать политическое. «Если есть установка на репрессии, суд не будет считаться ни с какими заболеваниями и оставит человека «от звонка до звонка», – говорит адвокат Динзе.

"