Posted 19 ноября 2007,, 21:00

Published 19 ноября 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:28

Updated 8 марта, 08:28

Голос за любовь

Голос за любовь

19 ноября 2007, 21:00
Имя Марии Каллас для истинных ценителей оперного искусства давно стало легендой. Это символ величайшего дара и величайшей трагедии, подобной которой мир оперы еще не знал. Ее личные и профессиональные взлеты и падения были так же драматичны и экстравагантны, как судьбы оперных героинь, которых она играла.

В жизни Сессилии Софии Анны Марии Калогеропулос (имя позже будет сокращено до Марии Каллас) трагических моментов было много. Будущая оперная прима появилась на свет нежеланной. Незадолго до ее рождения в возрасте трех лет скончался от тифа брат Марии Базиль. Появление дочери мать Евангелия, страстно желающая родить другого мальчика, восприняла как трагедию.

Однако в девять лет Каллас была звездой школьных концертов. «Мы были очарованы ее голосом», – вспоминал ее школьный товарищ. В десятилетнем возрасте Мария наизусть знала «Кармен» и была способна обнаружить ошибки в передаваемых по радио спектаклях «Метрополитен-опера».

Тернистый путь оперной дивы

Осознав вокальное дарование дочери, ее мать решила компенсировать собственные несбывшиеся надежды, изнуряя дочь репетициями до изнеможения. «Моя мать лишила меня детства», – признавалась потом Мария своему мужу.

Цена настоящего успеха

Первый настоящий успех пришел к Марии в шестнадцать, когда она завоевала главный приз в консерваторском выпускном конкурсе. А в девятнадцать будущая примадонна уже пела свою первую партию в настоящей опере «Тоска» за баснословную по тем временам сумму – шестьдесят пять долларов. Возвратившись в Нью-Йорк из Афин летом 1945 года, она сделала головокружительную оперную карьеру. Покоренный ее талантом Эдвард Джонсон из «Метрополитен-опера», предложил ей ведущие партии.

Но первый большой шанс судьба подарила ей в Италии, когда, заключив контракт на выступления в Венеции, Флоренции и Турине, Мария подменила заболевшую певицу, исполнив первую в жизни колоратурную партию в опере «Пуритане». «Публика была без ума», – писал о ее исполнении знаменитый дирижер Ла Скала Леонардо Бернстайн. – «Она была чистое электричество. Ни один голос еще не звучал с таким театральным характером».

С тех пор Италия надолго стала ей домом, местом, где она была нужна и желанна. Здесь она вышла замуж за итальянского миллионера Джиованни Батиста Менеджини. На десять лет он стал ее менеджером и компаньоном. Однако знаменитая певица не вылезала из гастролей. Она вновь начала страдать от одиночества и неустроенности.

Есть, чтобы снять стресс

В моменты наибольшего волнения ранимая, склонная к депрессии певица впадала в настоящие гастрономические запои. «Я всегда должна была оплачивать свои триумфы – печалью или физической болезнью», – призналась она в одном из интервью.

В 1952 году, когда вокальный гений Каллас достиг пика, безжалостные критики наперебой издевались над ее огромными размерами и весом. Потрясенная певица немедленно села на строгую диету и потеряла сотню фунтов за восемнадцать месяцев. Говорили, что ради того, чтобы стимулировать потерю веса, она даже заразила себя глистами.

Из-за прожорливости страдальцы часто испытывают чувство вины и стараются держать свою болезненную страсть в секрете, затрудняя врачам выявление этого невроза. Пациенты часто неуравновешенны, скрытны, в тяжелых случаях дело доходит до серьезных психических расстройств.

Повороты судьбы

Но самое страшное испытание Каллас ожидало, когда она стала терять удивительный голос (диапазон которого был таков, что она пела партии и для колоратурного, и для меццо-сопрано). Работа на износ, изнурительная борьба с лишним весом, нервное перенапряжение сыграли в трагедии основную роль. Оперная прима стала отменять, а то и срывать спектакли. Одним из самых громких стал скандал в Ла Скала. Собравшейся в зале публике было объявлено, что певица больна и спектакль не состоится. В другой раз она не вышла на сцену после первого акта.

Не принесло счастья знакомство Марии с судостроительным магнатом Аристотелем Онассисом и последовавший за этим безумный роман. Подобно греческой Медее, Каллас, не колеблясь, пожертвовала всем ради своей любви: семьей, карьерой, успехом, перестала давать концерты.

Молчание навсегда

Последнюю партию – «Норму» – Мария Каллас спела в 1965 году, в Париже, где поселилась после разрыва с Онассисом. «Сначала я потеряла вес, потом я потеряла голос, а теперь я потеряла все», – призналась она в интервью. После брака Аристотеля с Жаклин, вдовой Кеннеди, «голос столетия» замолчал навсегда.

«Пропавший» голос к Марии Каллас так и не вернулся. Свои дни выдающаяся певица закончила в одиночестве, в окружении двух пуделей. Бывшая примадонна умерла внезапно и таинственно в возрасте пятидесяти четырех лет. По иронии судьбы, все ее двенадцатимиллионное состояние досталось тем, кого она больше всего ненавидела, – ее бывшему мужу и матери. Завещание Марии Каллас так и не было найдено.

Каллас с детства страдала булимией – расстройством пищевого поведения, заключающимся в непреодолимом влечении к высококалорийной пище. Пытаясь таким образом вытеснить детские комплексы и накопившиеся обиды, страдающие булимией кидаются из крайности в крайность: то занимаются обжорством, то наказывают себя за это садистскими диетами или вызывают рвоту после каждого обильного застолья.


Почему у опытных вокалистов пропадает голос, однозначно не скажешь. На хрупкий голосовой аппарат певца может повлиять все, что угодно: чрезмерное волнение, пение в простуженном состоянии, переутомление, нервный стресс. Подвержены оперные певцы и частым простудам. Трахеит, ларингит и возникшая в результате дисфония (осиплость голоса) – самая распространенная певческая напасть. Не способствуют вокальному здоровью и запыленный воздух сцены, форсированное дыхание вкупе с постоянными перепадами температурного режима и большой нагрузкой на голосовой аппарат. Чтобы хоть как-то поддержать исполнителей, во время насыщенных гастрольных выступлений им дают глюкозу с аскорбиновой кислотой. Дабы предупредить возможные ЧП, на каждом оперном спектакле за кулисами обязательно присутствует врач-фониатр и второй певческий состав.

"