Posted 19 ноября 2007,, 21:00

Published 19 ноября 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:30

Updated 8 марта, 08:30

Не сбиться с ритма

Не сбиться с ритма

19 ноября 2007, 21:00
До недавнего времени пациентам с диагнозом мерцательная аритмия, или, как сейчас принято говорить, фибрилляция предсердий, полагалось пожизненно принимать таблетки. Сейчас в качестве альтернативы нередко предлагаются современные методы катетерного оперативного лечения.

О том, почему новые технологии все чаще приходят на смену традиционной лекарственной терапии, журналу «Pro Здоровье» рассказал член-корреспондент РАМН, профессор, заслуженный деятель науки РФ, руководитель отделения хирургического лечения тахиаритмий НЦССХ им. А.Н. Бакулева Амиран РЕВИШВИЛИ.

– Почему в последние годы проблеме мерцательной аритмии, врачи стали уделять такое пристальное внимание?

– До поры до времени этой болезни не придавали особого значения. Но потом были проведены широкомасштабные исследования, в которых приняли участие тысячи человек, и было выяснено, что, во-первых, мерцательная аритмия – это самый распространенный вид аритмий, которым страдает не менее 1–2% населения земного шара. Только в России это не менее двух млн. человек. Во-вторых, сегодня около 40% церебральных инсультов связано именно с мерцательной аритмией. В результате смертность среди данной категории пациентов в два раза выше, чем у больных с правильным (синусовым) ритмом.

– Что ощущает человек, у которого мерцательная аритмия, кто входит в группу риска?

– Это состояние сопровождается достаточно неприятными симптомами. Сердце начинает «трепетать», ощущаются «толчки» в груди, подкатывает ком к горлу. Если у больных снижена насосная функция сердца, они страдают одышкой. Также возможны головокружение, повышение давления, затруднения дыхания, чувство слабости. Человек может даже потерять сознание. Конечно, у больных с фибрилляцией предсердий снижается качество жизни.

Когда-то говорили, что мерцательная аритмия – это расплата за старость. Сейчас фибрилляция предсердий все чаще наблюдается в трудоспособном возрасте, в 35–45 лет, в особенности у мужчин. И во многом, к сожалению, это обусловлено алкогольным поражением сердца. В группу риска также входят люди, страдающие ИБС, перенесшие инфаркт миокарда, спортсмены, чье сердце изношено.

Как видим, круг больных обширен. Поэтому огромную роль играют новейшие неинвазивные методы диагностики, с помощью которых кардиологи могут определить угрожающие жизни состояния, связанные с фибрилляцией предсердий, и своевременно их устранить.

– Что это за диагностические методы?

– Прежде всего, чреспищеводная эхокардиография. Дело в том, что на фоне хаотической активности (мерцания) предсердий, когда нет сокращений и движение крови напоминает морской бриз, в течение 48–72 часов может образоваться тромб.

Когда нормальный ритм восстанавливается, он рискует оторваться и «улететь» в головной мозг, в результате чего наступает инсульт. Так вот, чреспищеводная эхокардиография дает возможность со 98% вероятностью определить его локализацию и оценить риск эмболии. Кстати, во время такого обследования у 5% пациентов, которые обращаются к нам в клинику совсем по другому поводу, мы обнаруживаем такие недиагностируемые тромбы.

– Чем обусловлена разработка катетерных и оперативных методов лечения мерцательной аритмии, ведь до сих пор как-то обходились лекарствами?

– Целью лечения больного, страдающего мерцательной аритмией, является восстановление синусового (правильного) ритма сердца и последующее его поддержание. Делается это разными способами: с помощью мощных препаратов-антиаритмиков, бета-блокаторов, которые нейтрализуют негативное влияние симпатического отдела нервной системы на сердце.

Но дело в том, что все эти лекарства эффективно работают лишь год-два, а потом наступает привыкание. Кроме того, длительный их прием дает серьезные побочные эффекты. Лекарства (такие, как кордарон) обладают фотосенсибилизирующими свойствами, влияют на почки, печень – 20–30% пациентов имеют эти проблемы. Когда препараты перестают работать, врачи присылают пациентов к нам.

– И вы предлагаете им операцию?

– Да, но если 10 лет назад это были операции только на открытом сердце, то сейчас используется катетерная технология. Это очень эффективный метод, с помощью которого можно вылечить почти все виды аритмий. Он дает результат от 80 до 100%. Данную процедуру даже операцией назвать трудно. Она может длиться всего несколько десятков минут, делается под местной анестезией, не оставляет разрезов. Зато после нее человек свободен от аритмии, и не нужно принимать лекарства.

– Что представляет собой вмешательство?

– Длинные узкие трубочки-катетеры, на которых находятся датчики, вводят в вену через проколы на плече или на бедре. Под контролем рентгеновского излучения подводят к сердцу. Наконечники катетеров соприкасаются с тканью сердца в разных местах и, производя запись сигналов, ищут источник патологии. Когда он найден, на наконечник одного из катетеров подается радиочастотная энергия, и последний нагревается и прижигает участок ткани, являющийся причиной аритмии. Называется такая технология «радиочастотная деструкция (разрушение) очага».

Для лечения некоторых пациентов используются специальные системы навигации. Такие системы нефлюороскопического поиска абсолютно безопасны. Они позволяют «прощупать» все сердце, получить его трехмерное изображение, но при этом их использование позволяет снизить дозу рентгеновского облучения и сократить время проведения процедуры. Благодаря этому больной может покинуть стационар уже через 1–2 дня.

– Эти операции можно назвать повышающими качество жизни, или они должны выполняться только в случае угрожающих жизни состояниях?

– Для применения радиочастотных методов воздействия важен точный диагноз. Пациент должен прийти к специалисту, который подтвердит наличие мерцательной аритмии или другой симптомной тахикардии и определит показания к катетерному методу лечения. Сейчас с помощью современных методов диагностики локализация аритмии определяется с точностью до 1–2 мм, и тогда уже решается, нужно ли делать такое вмешательство. Не могу сказать, что мы рекомендуем эту процедуру всем больным. Например, детям до 4 лет стараемся производить ее только в случае жизнеугрожающих аритмий. Если сердце сильно изношено, пациент перенес инфаркт, инсульт, также стараемся применять другие, так называемые сочетанные процедуры или операции.

Но, допустим, если кто-то хочет навсегда избавиться от аритмии и пожизненно не пить таблетки. Женщина с тахиаритмией хочет родить ребенка, и ей противопоказано принимать большинство антиаритмических препаратов, потому что они проникают через плаценту и воздействуют на плод, тогда мы рекомендуем избавиться от аритмии, используя современные катетерные технологии деструкции аритмий. То есть катетерные технологии – это, безусловно, операции, повышающие качество жизни пациента, но делать такие операции нужно по строгим показаниям. Кстати, буквально два года назад вышли рекомендации по лечению аритмий, где четко обозначено, кому какая процедура показана и какой метод лечения предпочтителен.

– Насколько доступной является процедура радиочастотной деструкции?

– Чтобы говорить о качественном скачке в лечении симптомных тахикардий, мерцательной аритмии и других сердечно-сосудистых заболеваний, центров, которые бы выполняли такие операции, должно быть не менее 400. Сейчас же в специальном регистре, который ведется в нашем институте, зарегистрировано всего 48 клиник. Поэтому у нас гигантская очередь пациентов на несколько лет вперед. Словом, российской аритмологии есть к чему стремиться.

"