Posted 19 ноября 2006,, 21:00

Published 19 ноября 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:02

Updated 8 марта, 09:02

Прощание с бананом

Прощание с бананом

19 ноября 2006, 21:00
Если из магазинов и продуктовых рынков исчезнут те, кто сегодня стоит за прилавками, сферу торговли продуктами ждет кризис. Это на днях публично признал заместитель директора Федеральной миграционной службы России Вячеслав Поставнин. Как минимум – взлетят цены на продукты, как максимум – с прилавков пропадут фрукты и д

Уже несколько дней на рынках Москвы царит тихая паника. Она вызвана заявлением премьер-министра Михаила Фрадкова, прозвучавшим в конце минувшей недели. Г-н Фрадков сообщил, что с января доля иностранцев, торгующих в розничной торговле спиртным и лекарствами, будет сведена к нулю, а с 1 апреля всем «чужим» будет вообще запрещено работать продавцами.

Действия по так называемой чистке проводятся уже сейчас. Вчера с утра в Москве на рынке у метро «Университет» были закрыты палатки, в которых раньше торговали уроженцы юга России. Представителей администрации рынка на месте не оказалось. Но в кабинете директора репортер «НИ» застал четверых выходцев с Кавказа, обсуждавших, открывать ли палатки. В конце концов к вечеру торговлю решили начать.

С рынка в Зеленограде уже выгнали всех иностранцев без регистрации. «Проверку начали около месяца назад, – рассказал «Новым Известиям» администратор рынка. – Сейчас все работают легально. В том числе и выходцы с Кавказа, которых у нас немного». «Я торгую уже 12 лет, но такого давления не припомню, –– признался «НИ» продавец из Азербайджана. – У меня все документы есть, поэтому не выгнали. Но скоро и это не поможет».

На Преображенском рынке Москвы еще полгода назад большинство прилавков занимали уроженцы Грузии, Азербайджана и Казахстана. После антигрузинской кампании часть иностранцев уехала. «Тогда все прилавки были пустые, купить винограда было не у кого», – вспоминает Мария Скворцова из Коломны, также работающая продавцом на Преображенском. Те мигранты, кто тогда решил остаться, нынче подверглись новым гонениям. Уроженец Абхазии Руслан в сердцах бросает обвинения правительству, которое готово уволить миллионы людей. «Мы же не преступники, мы не грабим, не убиваем, мы работаем! – сказал «Новым Известиям» Руслан. – Кто из москвичей согласится стоять на рынке целый день и в мороз, и в жару? Кто готов получать маленькую зарплату? Мы платим в день за аренду прилавка 600 рублей, а скоро дирекция рынка будет поднимать стоимость аренды, отчего прибыль только упадет. Никто из русских не согласится на такое». «Мы вас не выгоним, вы нам нужны, – заступается за продавца пенсионерка Галина Степановна. – У кого я тогда буду покупать дешевые фрукты»?

Для уроженца Казахстана Нурика «час икс» наступит в январе. Он работает в продуктовом магазине столицы, в котором продаются спиртные напитки. «Наш директор, юрист по образованию, сейчас думает, что же делать, – сообщил «НИ» Нурик. – Может, грузчиком здесь буду работать, но разрешат ли иностранцам разгружать продукты – неизвестно». У Нурика есть все документы для работы в России. Однако без российского гражданства он отныне уже не сможет стоять за прилавком. «Я здесь четыре года, еще год продержаться, и можно будет подавать на гражданство», – невесело улыбается продавец.

Опрошенные посетители рынков сообщили «НИ», что больше волнуются не за судьбу торговцев, а за цены на продукты. Россияне уверены, что их просто повысят.

Тем временем, жители северных регионов уже прощаются с фруктами. «У нас в Карелии привозят и продают фрукты в основном иностранцы, – сообщил «НИ» житель Петрозаводска Евгений Белянчиков. – Если им запретят торговать, то арбузов и бананов нам не увидеть, а на мандарины под Новый год будут астрономические цены».

Кризис в сфере продуктового рынка неизбежен. Это признал заместитель директора Федеральной миграционной службы (ФМС) России Вячеслав Поставнин. «Надежды на то, что бананы будут расти на севере, нет, и период «ломки» точно будет, - заявил в пятницу Вячеслав Поставнин. – Впрочем, все зависит от расторопности местного руководства. Если региональные власти смогут перераспределить продуктовые потоки, то люди не заметят кризиса».

Другой вопрос – кто займет освободившиеся места за прилавком? Торговые комплексы пестрят объявлениями о вакансиях продавца. Пока на эту работу активно претендуют только пенсионеры. «Я получаю 1600 рублей пенсии, и с радостью устроилась бы на рынок», – сказала «НИ» Татьяна Сергеева, бывший врач, а теперь продавец картошки. Вот только далеко не каждый мелкий бизнесмен готов доверить свой товар пенсионеру. Остальные россияне – как жители города, так и приезжие – будут требовать от работодателя гораздо большей зарплаты, нежели та, что сейчас получают мигранты.

"