Posted 19 ноября 2006,, 21:00

Published 19 ноября 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:02

Updated 8 марта, 09:02

Последний бой «горца»

Последний бой «горца»

19 ноября 2006, 21:00
В минувшую субботу на юго-западе Москвы при задержании был застрелен Мовлади Байсаров, командир спецподразделения «Горец», который когда-то был начальником охраны бывшего президента Чечни Ахмата Кадырова. Последние полгода он скрывался в Москве от чеченских правоохранительных органов, обвинявших его в причастности к по

В минувшую субботу, около 18.00, жители дома № 30 по Ленинскому проспекту были взбудоражены стрельбой, которая доносилась с улицы. Выглянув в окна, они увидели, что несколько автомобилей блокировали на обочине проспекта старую «десятку», вокруг которой бегали и суетились крепкого вида мужчины с пистолетами в руках. Вскоре вновь прогремели выстрелы, и один из мужчин остался лежать на мостовой в луже крови.

Перепуганные жильцы решили, что на проспекте произошла разборка между бандитами, и вызвали милицию. Вскоре к месту начали съезжаться многочисленные милицейские автомобили и микроавтобусы с мигалками, однако, к удивлению местных жителей, при их виде вооруженные люди даже не попытались скрыться.

Вскоре стало известно, что на Ленинском проспекте случилась не разборка, а совместная операция по задержанию опасного боевика, которую провели правоохранительные органы Чечни и оперативники по борьбе с организованной преступностью ГУВД Москвы. По данным ГУВД, в момент задержания он оказал яростное сопротивление и даже попытался бросить гранату, однако был убит ответным огнем. Никто из милиционеров не пострадал.

Убитым оказался 40-летний Мовлади Байсаров, командир спецподразделения «Горец» и бывший начальник охраны президента Чечни Ахмата Кадырова. Накануне своей гибели он объявился в Москве, где активно общался с журналистами, высказывая свою точку зрения на происходящее в Чечне. При этом формально он продолжал числиться в розыске.

Еще несколько лет назад Мовлади Байсаров слыл одной из самых влиятельных и неоднозначных фигур среди силовиков Чечни. Живущий в Грозном племянник убитого Ваха Байсаров признался вчера «НИ», что «смерть Мовлади стала для всех неожиданностью». Он отказался комментировать то, что произошло в Москве, однако согласился напомнить предысторию отряда. «Я служил под командованием дяди с 1999 года, – говорит Ваха. – Тогда мы относили себя к ваххабитам, в нашем отряде состояли все родственники Байсаровых. Но в 2000 году мы вместе с покойным Ахматом Кадыровым перешли на сторону федеральных властей, и Кадыров назначил дядю командиром спецподразделения в своей службы безопасности. После гибели президента Кадырова у нас произошли изменения. Наши бойцы официально работали в антитеррористическом центре при МВД Чечни, но одновременно выполняли распоряжения ФСБ при проведении контртеррористических операций. В канун прошлого года центр был расформирован. Мовлади и наши бойцы хотели создать свою отдельную роту».

Как утверждает Ваха Байсаров, правительство Чечни неоднократно обещало удовлетворить просьбу Мовлади сформировать из его бойцов отдельную роту. «Позже нам сказали, что бойцы попадут в подразделения по месту жительства. Но обещания так и не были выполнены. В итоге получилось так, словно бы «горцы» противостояли правительству. Но на самом деле мы не выдвигали никаких политических требований, – утверждает Ваха Байсаров, – а просто просили работу. Позже мы получили ответ от правительства ЧР, где было сказано, что наличие оружия у «горцев» еще не означает, что они могут создавать отдельную роту». На сегодня бывшие «горцы», а это 93 человека, нигде не работают.

Между тем аппарат премьер-министра Чечни уже опроверг данные о службе командира «Горца» в охране погибшего президента Ахмата Кадырова. «Я со всей ответственностью заявляю, что Мовлади Байсаров никогда не имел никакого отношения к службе безопасности президента Чеченской Республики Ахмата Кадырова», – заявил пресс-секретарь премьера Лема Гудаев. Власти Чечни утверждают, однако, что в феврале отряд спецназа «Горец» был расформирован, однако не все его бойцы, в том числе и командир, согласились сдать оружие и перейти в другие подразделения. В связи с этим у Байсарова серьезно осложнились отношения с нынешним руководством Чечни, и в последнее время он скрывался в съемной квартире в центре Москвы. Осенью прокуратура Чечни объявила его в розыск по подозрению в причастности к десяти убийствам и похищениям людей. В начале ноября некоторые столичные издания поместили сообщение о том, что московские милиционеры и сотрудники ГИБДД получили из Чечни ориентировки на розыск бронированного Mercedes-600, сопровождаемого джипом Toyota, в котором под охраной сотрудников ФСБ передвигается «особо опасный преступник Байсаров». Из этих сообщений создавалось впечатление, будто бы одна силовая структура охотится за «горцем», а другая его охраняет. Правда, по словам Вахи, дядя его пользовался услугами вовсе не «работников ФСБ», а одного из частных охранных предприятий Мовлади.

По данным оперативников, в конце прошлой недели им удалось вычислить адрес Байсарова и установить за ним наблюдение. В субботу вечером Байсаров остановил на Шереметьевской улице частное такси («ВАЗ-2110») и поехал на Ленинский проспект, где у него была запланирована встреча. В районе дома № 30 оперативники заблокировали «десятку» и попытались вытащить Байсарова из салона. По версии ГУВД Москвы, он оказал яростное сопротивление и даже попытался бросить в них самодельное взрывное устройство. Ответным огнем он был застрелен. Позже саперы обезвредили взрывчатку, в его карманах нашли пистолет Стечкина на боевом взводе и пистолет «Глок-19».

"