Posted 20 октября 2022,, 13:21

Published 20 октября 2022,, 13:21

Modified 7 марта, 11:53

Updated 7 марта, 11:53

Как в Первую Мировую... На Урале возрождают институт сестер милосердия

Как в Первую Мировую... На Урале возрождают институт сестер милосердия

20 октября 2022, 13:21
Местный медицинский вуз разработал ускоренную программу подготовки. Полтора десятка женщин участка ухаживать за больными и ранеными, чтобы отправиться работать в военный госпиталь. «Новые известия» узнали истории современных сестер милосердия.

Александр Дыбин

Инициатива подготовить сестер милосердия для работы с раненными военными принадлежит депутату Законодательного собрания Челябинской области Ольге Мухометьяровой.

«Идея пришла во время общения со знакомым, он военный пенсионер, участник боевых действий, он рассказал, что подольскому госпиталю нужна помощь, - рассказала Ольга Мухометьярова, - мысли просто сошлись. Я знаю, что в Челябинске при храмах есть сестры милосердия, связалась с госпиталем, они подтвердили, что потребность есть. Нужны люди по уходу за пациентами, дополнительные руки не будут лишними. Тогда обратилась в челябинский медуниверситет с просьбой разработать такой курс с базовыми знаниями по медицине и уходу. Первую группу набрали очень быстро, кто-то увидел мой пост в соцсетях, кто-то откликнулся на сообщения в группе храма Иоанна Воина в Челябинске, который нас поддержал».

Сейчас обучение проходит 15 сестер милосердия, которых учат, как ухаживать за раненными, как их безопасно переодеть, помыть, покормить, как перевязать раны или оказать первую помощь, если она потребуется, как соблюдать гигиену в палате. Отдельный блок посвящен психологической подготовке, в первую очередь, как выдержать работу в стрессовой ситуации. Программа рассчитана на 36 часов.

«Женщины хотят поучаствовать в этом деле помощи, так не могут пойти на линию соприкосновения, - говорит настоятель храма отец Павел (Курбатов), - но они могу помочь в госпиталях. Есть три госпиталя: в Подольске, Ростове и Екатеринбург, где требуется младший медперсонал, много нужды. Изначально была договоренность госпиталями, уже потом набрали группу, чтобы все было не в пустую. Участвуют сугубо добровольцы: это женщины разных профессий, разных социальных статусов, кто-то работает кто-то – нет, Но все идут по зову сердца, чтобы помочь».

«Начинала с больниц и хосписов»

Светлана Эпова работает при храме Иоанна Воина в Челябинске, занимается социальной работой. На эту «должность» она пришла с поста главного экономиста в коммерческой фирме.

«Вроде бы все было, внешне, никаких проблем, карьера, хорошая работа, но не было чего-то важного, - душа была не на месте, вроде все нормально, а удовлетворения, понимания, что есть цель жизни, не было. Так пришла в храм, помогала, а потом и совсем ушла сюда работать».

Светлана уже является сестрой милосердия, правда без обучения. Она с сестрами работала в больнице и городском хосписе. В основном, оказывали духовную поддержку.

«Рассказываем больным о таинствах, приглашаем на молебны, людям в таком состоянии важно, чтобы с ними поговорили, это уже дает облегчение, - говорит Светлана, - больница такое место, где человек отрывается от суеты и начинает задумываться. Но, конечно, ни о каких медицинских манипуляциях речи там не шло. Просто моральная поддержка пациентов. А хотелось бы помогать более профессионально, сделать что-то, что облегчит положение людей. Но с одной стороны ты не имеешь на это права, с другой – не знаешь, как и что. Вдруг навредишь».

По словам челябинки, перспектива перевязки открытых ран ее не пугает. Даже бутафорские отрезанные конечности, на которых сейчас проходят обучение, не внушают страха.

«Заходить первый раз в реанимацию или паллиативное отделение было страшно, - говорит она, - но потом привыкаешь, раны, трубки. Да, это страшно, но это нужно людям и это помогает побороть страх. Сейчас нас учат, что, главное, уважать человека, понимать что перед тобой человек, ему нужно не только милосердие, но и уважение, хоть он и беспомощный, как ребенок. Я готова к работе в госпитале. Можно сколько угодно учить теорию, но пока не столкнешься с практикой - не научишься. Этот как получить права и не ездить на машине. Какой смысл учиться и не применять эти знания?»

«Увидела объявление и поняла, что это моя миссия»

Елена Лебедева приехала учиться из Златоуста. По ее словам, она увидела пост на странице Ольги Мухометьяровой и сразу поняла, что должна быть в числе сестер милосердия.

«Ольга Ивановна очень нам помогла, когда год назад мы добились операции для дочери, - говорит Елена Лебедева, - у нее редкое генетическое заболевание, не росли кости черепа и нужно было делать операцию по расширению, ставить аналог аппарата Илизарова. Сейчас у дочери все хорошо, про нее даже Малышева сюжет снимала. Но до этого, мы прошли четыре операции, я насмотрелась всякого. И когда увидела, что набирают сестер милосердия, поняла – это моя миссия. Я массажист и какие-то знания у меня есть. Думаю, что сейчас невозможно оставаться равнодушным, когда кому-то нужны твои руки. А кровь и раны - это не пугает, это такая мелочь на общем фоне».

Не дождалась повестки

Анна Кобак работает в детском саду, следит за гигиеной, но в прошлом работала медсестрой и обязанности сестры милосердия ей знакомы.

«Вообще у меня есть и военный билет и учетная специальность и я готова была идти в рамках мобилизации, но не дождалась повестки, видимо, по возрасту уже не похожу, - говорит женщина, - но сейчас невозможно оставаться равнодушной, я имею опят медсестры и могу быть полезной. Бывший медиков, как и бывших милиционеров не бывает. Все равно помогаешь знакомым, соседям, кому укол поставить, кому что-то посоветовать. А сейчас освежаю в памяти знания, восстанавливаю навыки, алгоритмы работы. Каждый нормальный человек должен быть к этому готов».

Все начиналось с цариц

Академик РАН, и.о. ректора медицинского университета Андрей Важенин напомним, что само явление сестер милосердия в России появилось еще в 19 веке. В 1854 году во время Крымской войны великая княгиня Елена Павловна учредила Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия, которые помогали раненым и больным в непосредственной близости от театра военных действий. Тогда руководил сестрами выдающийся русский хирург Николай Иванович Пирогов. А в годы первой мировой войны в числе сестер милосердия оказались супруга и дочери императора Николая. Императрица Александра Федоровна вместе со старшими дочерями Ольгой и Татьяной ассистировали хирургам при операциях, а в лазарете ухаживали за раненными. Ольга Николаевна и Татьяна Николаевна – в отделении для низших чинов, Александра Федоровна – в отделении для офицеров.

«Выдающийся русский врач Николай Пирогов первым выдвинул тезис о том, что выздоровление пациента зависит не столько от мастерства хирурга, сколько от тщательного ухода. Этот тезис актуален и поныне, и наш вуз не мог оказаться в стороне от инициативы по обучению сестер милосердия. Педколлективом медколледжа ЮУГМУ была разработана специальная программа. Я убежден, что этот проект будет всем во благо», – отметил Андрей Важенин.

По словам Ольги Мухометьяровой, проект развивается так быстро, что инициаторы еще не успели обучить и отправить первую партию сестер, как уже набралась вторая группа.

«За несколько дней, что мы сообщили о старте обучения, уже набралась вторая группа, люди пишут в личку, тоже хотят учиться, - говорит депутат, - но пока решаем другие вопросы, с получением медицинских книжек для первой партии. Решаем вопросы по транспорту до Подольска, жилью и пусть небольшой, но все же необходимой оплаты сестрам, чтобы они могли решать бытовые вопросы, элементарно купить еды. Ищем финансирование на эти задачи, и будем рады помощи».

"