Posted 19 октября 2005,, 20:00

Published 19 октября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:22

Updated 8 марта, 09:22

Куда ставить-то?

Куда ставить-то?

19 октября 2005, 20:00
До начала полномасштабной эвакуации неправильно припаркованных машин с московских дорог осталось меньше двух недель. Об этом не устают напоминать автолюбителям представители столичных властей. Тем более что мэр Москвы Юрий Лужков объявил: на зимний период в городе будут введены особые правила парковки. Оставлять машину

Нарушителей будут опять же «приговаривать» к эвакуации. Однако, как удалось выяснить «Новым Известиям», до сих пор чиновники даже не решили, как и куда будут увозить автомобили. А многие автомобилисты ни о возвращении столь не любимых ими эвакуаторов, ни о новых правилах парковки даже не догадываются.

Эвакуаторная эпопея продолжается. Ее авторы уверены, что навести порядок на столичных дорогах без эвакуаторов невозможно. На этот раз спецтехника вернется 1 ноября под лозунгом «Все на борьбу со снегом». Накануне Юрий Лужков призвал автомобилистов соблюдать новые правила парковки в зимний период: «по четным датам четная сторона улиц должна быть свободной. По нечетным дням должна быть свободна нечетная сторона улицы». Все это придумано для того, чтобы сотрудники столичного департамента ЖКХ смогли основательно очищать улицы от снега. Этот же департамент, кстати, будет координировать действия по эвакуации машин, водители которых проигнорируют призыв мэра. И хотя до появления эвакуаторов остаются считанные дни, новые правила, оглашенные г-ном Лужковым, еще даже не зафиксированы законодательно.

«Пока функции по эвакуации возложены на ГУП «Доринвест», – заявил «Новым Известиям» пресс-секретарь этого предприятия Николай Иванов. – Но как это будет выглядеть, нам пока неизвестно, все только прорабатывается. Механизмы не ясны, как мы будем сотрудничать с ГИБДД – тоже непонятно, куда отвозить неправильно припаркованные автомобили – не знаем. Соответствующее постановление выйдет, скорее всего, только 25 октября, так что более подробную информацию о механизме эвакуации можно будет получить только числа 27-го».

В департаменте ЖКХ только приблизительно знают, как все это будет выглядеть.

«Для эвакуации будет создана отдельная структура. Скорее всего, она будет называться Городская служба перемещения транспортных средств, – сообщила «НИ» пресс-секретарь департамента Марина Орлова. – В проекте она будет заниматься перемещением только тех машин, которые нарушают правило парковки по четным и нечетным дням и, соответственно, мешают уборке улиц».

В департаменте отметили, что сейчас проходит инвентаризация эвакуаторов и готовятся предложения по оплате и срокам хранения задержанных транспортных средств. Так, сама эвакуация и первые сутки хранения на штрафстоянке будут бесплатными. При этом оплата труда эвакуаторщиков ляжет на плечи налогоплательщиков и будет осуществляться за счет городского бюджета. Содержание машины на срок свыше суток, но не более трех, предлагается оплачивать по «льготному» тарифу 40 рублей в час. После этого начинает действовать другой тариф – 80 рублей в час. Также предлагается по истечении шести месяцев хранения транспортного средства на специализированных стоянках ставить вопрос о признании имущества бесхозным с последующей его реализацией. Для хранения задержанных автомобилей до 1 января 2006 года будет задействовано 6 специализированных стоянок на 1200 машиномест, а с 1 января 2006 года хранение будет осуществляться на 11 стоянках с общим количеством 2560 машиномест.

Правда, до сих пор неизвестны и адреса этих стоянок. «Наши стоянки, которые были задействованы в прошлогодней кампании по эвакуации, нам уже не принадлежат, – сказали «НИ» в ГУП «Гаражно-технического обслуживания». – Некоторые уже отданы под строительство. Так что куда будут ставить неправильно припаркованные машины – непонятно».

Иногда они возвращаются...

Кроме того, для обеспечения качественной уборки снега на улицах города появится около 600 дополнительных знаков, запрещающих парковку. «Мы уже повесили 30 новых знаков, запрещающих парковку по четным и нечетным дням, – сообщили «НИ» в ГУП «Доринвест». – Проехались и посмотрели: водители вообще никакого внимания на них не обращают. Так что с 1 ноября работы будет много». Но, как отметили в «Доринвесте», «забирать машины будут только с тех улиц, где будет установлен знак».

Так что вслед за решением одной проблемы крайне остро встанет другая – припарковаться зимой в Москве будет крайне сложно. «А что делать, город убирать надо, – сказала «НИ» пресс-секретарь руководителя комплекса городского хозяйства Екатерина Саблина. – Этой зимой обещают очень много снега. В этой ситуации надо подумать о людях, которые выходят чуть ли не на середину дороги, чтобы сесть в автобус. Так что мы призываем водителей соблюдать правила парковки».

При этом в правительстве пообещали, что никаких исключений для престижных иномарок делать не будут. «Мы будем эвакуировать абсолютно всех, кто нарушит правила, независимо от их статуса», – заверила «НИ» Екатерина Саблина.

Стоит отметить, что в организациях, боровшихся за отмену эвакуации, новую инициативу мэра восприняли вполне адекватно.

«Если нас не обманули в очередной раз, то мы в принципе «за», – заявил «НИ» президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Я за то, чтобы с улиц Москвы убирали машины, которые встают на две полосы так, что проехать невозможно. И то, что их будут эвакуировать, тем более бесплатно, можно только приветствовать. Если не будет злоупотреблений, если не попытаются делать на этом деньги, то мы можем праздновать победу».

Впрочем, правозащитники опасаются, что новая кампания не обойдется без чиновничьего произвола.

«Знаки будут ставить необоснованно и там, где нужно, и там, где не нужно, – считает адвокат Леонид Ольшанский. – Кроме того, вполне вероятно, что машину будут выдавать хозяину только после уплаты штрафа, а вот это грубое нарушение. Машина задерживается на срок до устранения причины задержания. Но не на срок до уплаты штрафа, ведь по кодексу штраф может уплачиваться в течение 30 суток».

Самое интересное заключается в том, что большинство столичных автолюбителей о новых инициативах если и знают, то совсем немного. Импровизированный опрос водителей, стоящих в пробке на Большой Черкизовской улице, показал, что примерно 60% из них вообще не слышали о возвращении эвакуаторов. А более двух третей «респондентов» никогда не соблюдают требования знака «парковка запрещена по четным/нечетным числам». Что же касается требований парковаться по четным числам на нечетной стороне улицы, то общее мнение выразил автолюбитель со стажем Михаил Крюков: «Трудно понять, как это будет выглядеть в реальности. Неужели людям, которые живут на Кутузовском проспекте, придется ехать через полгорода, чтобы развернуться и поставить машину на другой стороне? А как быть с улицами, с которых не видны номера домов, четные они или нечетные? Таких вопросов очень много, но внятного ответа на них от московских начальников я так и не услышал».



ПРАВИЛА ПАРКОВКИ ЗА РУБЕЖОМ

В большинстве крупных городов мира проблемы с парковкой автомобиля привели к тому, что сегодня бесплатно оставить машину даже на непродолжительное время практически невозможно. В цивилизованной Европе все шире распространяется практика сбора денег уже и за кратковременную остановку (не более 10 минут), и даже с автолюбителей-инвалидов (правда, по льготной таксе).

Во многих городах Западной Германии, Швейцарии, в центральных районах других европейских городов, например в Амстердаме, Вене, Лондоне, чтобы иметь гарантированную возможность припарковать машину на проезжей части около дома или места работы, автомобилисты вынуждены покупать у местных властей специальные наклейки стоимостью от 50 до 150 евро в год. В случае если оплаченное место окажется занятым чужаком, «хозяин» притротуарного пространства имеет полное право вызывать эвакуатор.

Центр Таллина, так называемый Старый город, для удобства уборки улиц поделен на две зоны. В одну из ночей, поочередно в каждой зоне, вообще запрещено парковать машины. Это можно сделать либо на улицах соседней зоны, либо на платной стоянке на одной из площадей города. Небольшая часть Старого города вообще закрыта для движения транспорта.

В центре Парижа практически нет места для бесплатной парковки. На наиболее крупных улицах выделены специальные полосы для движения общественного транспорта. Не только парковаться, но и двигаться по этим полосам частным автомобилистам запрещено под страхом крупных штрафов (до 500 евро).

Власти Нью-Йорка, как правило, разрешают новое строительство только при условии обеспечения свободного подъезда к зданию, не осложняющего существующую дорожную обстановку в окрестностях, и при организации парковки, соответствующей потребностям структур, которые будут размещаться в построенном комплексе.


ЭВАКУАТОРЫ В РОССИИ

Московские власти впервые ввели штрафстоянки и утвердили правила принудительной эвакуации автомобилей в 1995 году. Пострадавшие граждане опротестовали действия чиновников в Верховном суде, который в 1997 году встал на сторону автомобилистов. Московским властям напомнили положение Конституции, согласно которому лишать гражданина собственности можно только по решению суда. Навязывание же гражданам услуг по транспортировке и хранению транспортных средств является нарушением прав потребителей. Депутаты Госдумы, не дожидаясь судебного вердикта, в июле 1997 года запретили эвакуировать автомобили за нарушение правил остановки и стоянки, записав это в виде специального примечания к статье 115 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Это положение перешло в новую редакцию КоАП, вступившего в силу с 1 июля 2002 года. В примечании к статье 12.19 говорится: «В случае нарушение правил стоянки или остановки транспортных средств, порядка пользования муниципальными, коммерческими или иными парковками запрещаются применение блокирующих устройств, эвакуация транспортных средств, удержание их на стоянках, снятие номерных знаков, применение иных принудительных мер, не предусмотренных федеральным законом». В соответствии с КоАП порядок эвакуации транспортных средств в других оговоренных Кодексом случаях (например, при неисправности транспортного средства, когда водитель находится в нетрезвом состоянии и т.п.) должен определяться правительством России.

Не дожидаясь федеральных властей, в апреле 2002 года правительство Москвы утверждает правила эвакуации и хранения транспортных средств водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения либо отказавшихся от медицинского освидетельствования.

4 февраля 2003 года правительство Москвы приняло постановление «О дополнительных мерах по обеспечению пропускной способности улично-дорожной сети города Москвы при проведении общегородских мероприятий», в котором разрешало эвакуацию автомобилей, мешающих уборке снега, проведению митингов и движению общественного транспорта. 28 марта того же года Генпрокуратура направила мэру Москвы Юрию Лужкову предписание об отмене этого постановления как противоречащего КоАП. Постановление было отменено только в апреле 2004 года.

В июне 2003 года благодаря постановлению правительства Москвы «Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку и хранения» столичная милиция получила возможность отправлять на автостоянку технически неисправные транспортные средства.

18 декабря 2003 года правительство России приняло постановление № 759 «Об утверждении правил задержания транспортного средства и помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации», которым поручило Минэкономразвития разработать нормативы, устанавливающие расценки на принудительную эвакуацию и услуги спецстоянок.

30 декабря 2003 года, опираясь на правительственное постановление и на определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда России от 19 декабря 2002 года, в котором говорится, что до принятия постановления правительства региональные власти имеют полное право на собственное правовое регулирование порядка задержания транспортных средств, не дожидаясь предложений Минэкономразвития РФ, правительство Москвы приняло постановление № 1094-ПП, утверждающее порядок принудительной эвакуации транспортных средств и порядок расчета стоимости этих услуг. Постановление подписал и.о. мэра Москвы Валерий Шанцев.

В октябре 2004 года в Москве начались показательные акции масштабной эвакуации всех припаркованных транспортных средств на различных улицах и площадях столицы.

10 декабря 2004 года мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение о приостановке в столице работы эвакуаторов до разработки мер «по обеспечению контроля за работой эвакуаторов, исключающих злоупотребления при их использовании». Московские чиновники выступили с инициативой изменения КоАП, предложив убрать из него оговорку, запрещающую эвакуацию автомобиля. Пока этого не сделано, московские власти готовятся заняться «перемещением» автомобилей, мешающих зимой уборке улиц.

"