Posted 19 сентября 2013,, 20:00

Published 19 сентября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:42

Updated 8 марта, 04:42

Ничего подобного больше не покажут

Ничего подобного больше не покажут

19 сентября 2013, 20:00
В ближайшие выходные официально открывается Пятая Московская биеннале современного искусства. Она призвана стать главным арт-смотром ближайших двух лет. По идее, любой, кто посетит две-три биеннальные выставки, может считать себя знатоком всего модного и современного. Впрочем, имеются кое-какие трудности. Во-первых, у

«Больше света» (основной проект)

Центральный Манеж

По традиции, у каждой новоявленной биеннале (а московская из таких) имеется главная выставка, по которой судят обо всем смотре. В этом году она развернется на просторах Центрального Манежа, впервые принимающего искусство столь радикального толка (если не считать, конечно, выставку, некогда разгромленную Хрущевым). Опять же по заведенному обычаю создание главного проекта доверяют какому-то известному куратору – именно он приглашает художников со всех стран и придумывает интригу в экспозиции. На этот раз свой взгляд на движение искусства раскроет бельгийка Катрин де Зегер. Она, судя по списку художников, ориентировалась на новые имена и «незамыленные» образы (шутка ли – сплошь художники из Индонезии и Австралии). Сама выставка держится в тайне. Но организаторы по секрету сообщают, что от огромной сети с хрустальными шарами-созвездиями, раскинутой в Манеже палестинской художницей Моной Хатум, взгляд не оторвать.

«Реконструкция»

Фонд «Екатерина»


Одна из самых интригующих и эффектных выставок смотра. На ней показано галерейное искусство Москвы 1990-х годов. Но не просто показано – здесь воссозданы легендарные выставки едва ли не в полном объеме. О таком можно было только мечтать: самый бурный и плодотворный период в нашем арте (не надо забывать, что именно тогда выпрыгнул человек-собака Кулик) вдруг оживет в 3D-измерении. В общем, готовый музей искусства конца ХХ века.

«Ничего подобного»

Музей Москвы (Провиантские склады)


Художник и куратор Владимир Логутов решил не задуматься о дне вчерашнем, но наметить перспективы на будущее. Для этого он выбрал самых интересных молодых художников, собрав их по городам и весям (от Самары и Краснодара до Екатеринбурга). Примечательно, что многие из них работают во вполне традиционных техниках. Но делают это так, что вводят зрителей в легкий ступор. Именно этого и добивается куратор – чтобы мы не пробегали мимо, бросая секундный взгляд на картину, а остановились и всерьез задумались над увиденным.

«Везде чужие»

Еврейский музей и Центр толерантности


Имеются как минимум два момента, из-за которых экспозиция в Центре толерантности заслуживает пристального внимания. Во-первых, в Москву привозят авторитетную частную коллекцию, собранную супругами Яной и Эдуардом Померанц. Это своего рода мерило того, что реально ценят в Европе. И чего, увы, нет в наших собраниях (в силу нашей советской оторванности от новейших течений и направлений). Во-вторых, коллекция уникальна лучшими образцами концептуализма и минимализма – тех самых течений, которые во второй половине ХХ века оказались самыми интересными и продуктивными. Здесь 90 работ главных арт-деятелей нашей современности: от дуэта Клер Фонтен (по заголовку одного из их произведений названа вся выставка) и великолепной Вали Экспорт до вездесущей Марины Абрамович и тончайшего концептуалиста Джозефа Кошута.

«Волки и овцы»

Литературный музей


Все, что делает куратор и галерист Вера Погодина (увы, в последнее время довольно редко), по меньшей мере остроумно и ярко. Именно поэтому первейшие художники столицы работают с ней, не помня себя и гонораров. Она придумала занятную арт-игру в литературу – цикл выставок «Русская хрестоматия». Помните, как мы писали сочинения по картинкам в учебнике? Тут обратный ход – художники должны создать работу по текстам. Уже были «Отцы и дети», «Горе от ума», «Мертвые души». Теперь настало время Островского и его, как считают кураторы, крайне актуальной пьесы «Волки и овцы». В списке написавших «арт-сочинения» – более 30 художников: от Сергея Шеховцова до Хаима Сокола.

"