Posted 19 сентября 2012,, 20:00

Published 19 сентября 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:35

Updated 8 марта, 05:35

Своровать на пятерку

Своровать на пятерку

19 сентября 2012, 20:00
На днях премьер-министр России Дмитрий Медведев озаботился проблемой плагиата в отечественных вузах. По мнению премьера, львиная доля студентов не готовят курсовые и дипломные работы самостоятельно, а воруют их. Списывание в свою очередь приводит к потере интереса к учебе, заключил глава правительства, призвав бороться

Современные технологии не только сделали доступными фонды крупнейших мировых библиотек и научных центров, но и позволили «беззастенчиво воровать чужие работы», заявил Дмитрий Медведев, обсуждая проблему научного плагиата. Для борьбы со скачиванием из Интернета чужих курсовых и дипломных работ премьер предложил размещать все сданные работы в Сети, а затем все сдаваемые проверять в автоматическом режиме. «Это гарантирует и защиту авторских прав, кстати, начинающих исследователей. А благодаря социальным сетям и студенты, и преподаватели смогут обсуждать и комментировать работы», – отметил Медведев.

Согласно результатам одного из соцопросов, в регулярном воровстве чужих работ признались 15% студентов и еще 60% сообщили, что делали это за время учебы хотя бы раз. Курсовые и дипломы либо скачивают с интернет-сайтов (как платных, так и бесплатных), либо выпрашивают или покупают в другом вузе, чтобы снова сдать эту же работу уже в своем. Популярен также «частичный» плагиат, когда студент создает свою работу из кусков чужих. Опрошенные «НИ» преподаватели вузов подтверждают, что им регулярно пытаются сдать скачанные из Интернета работы, причем из года в год одни и те же, а нередко одинаковую курсовую приносят сразу несколько студентов одной группы. Преподаватели также признают, что распознать все случаи плагиата не в силах, и не исключают, что какую-то часть списанных работ приняли за настоящие. Борьбу со студенческим плагиатом осложняет то, что от студентов требуют не уникальных открытий, а умения работать с уже имеющимся материалом, поясняет «НИ» эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев. По его словам, списать чужое, а не сочинять свое студенты стремились и до появления Интернета и победить плагиат можно будет только тогда, когда студентам станет «противно скачивать чужие работы».

Плагиат поощряют некомпетентные преподаватели, заявил «НИ» первый проректор Международной академии бизнеса и новых технологий Сергей Разумов: «Во-первых, преподаватели в своей деятельности должны обязательно пользоваться доступными на сегодняшний день технологиями антиплагиата, а во-вторых, не секрет, что в погоне за часами многие вузовские преподаватели набирают колоссальную нагрузку, и в итоге у них попросту нет возможности индивидуализировать работу со студентами». По словам Сергея Разумова, в его учебном заведении все студенческие работы в обязательном порядке публикуются на внутреннем сайте вуза: «Таким образом, любой плагиат сразу становится заметным, поэтому мало кто рискнет в открытую заниматься воровством».

Скачивание из Интернета чужих работ может быть полезным, говорит «НИ» преподаватель Ульяновского государственного университета Ирина Ильина: «Добропорядочный студент не будет механически передирать найденную работу, а обратит внимание, например, на использованный в работе список литературы». В том же, что работы сдают в том виде, в каком их скачали, по мнению г-жи Ильиной, виноваты преподаватели: «Надо давать студентам уникальные задания, которые просто невозможно обнаружить в открытых источниках».

Однако идею премьера о создании единой базы студенческих работ Ирина Ильина считает «абсолютно бестолковой», так как любую программу по выявлению плагиата можно обмануть. Особенно если переставить в тексте слова или умышленно совершить орфографические ошибки.

Поэтому звучат и другие, прямо противоположные предложения: убрать из Интернета базы студенческих работ. «Вся проблема – в появлении Интернета. Нужно закрыть доступ к сайтам, где выставлены рефераты, курсовые и дипломы», – утверждает в беседе с «НИ» один из студенческих активистов Артур Сирачев. Тем более что статья 1257 Гражданского кодекса РФ относит к объектам авторского права в том числе и студенческие научные работы, которые без разрешения автора использовать нельзя. Хотя примеров судебных тяжб, связанных с отстаиванием студентами своих авторских прав на диплом или курсовую, «НИ» отыскать не удалось.

Ситуация со списыванием рефератов, курсовых и дипломных работ в последние годы приняла угрожающие масштабы, однако далеко не всегда в этом виноваты сами обучаемые, полагает в беседе с «НИ» председатель Российского профсоюза студентов Алексей Казак: «Очень часто студенты просто не умеют делать такие работы, поскольку никто их этому не учил. Эта ситуация напоминает мне уроки изобразительного искусства в школе, где учитель просит детей нарисовать птичку или домик, однако рисовать их не учит. В итоге дети делают все интуитивно, по наитию». По этой причине, заключает г-н Казак, студенты вынуждены либо воровать курсовые и дипломные из Интернета, либо покупать работы, сделанные на заказ. К тому же «сейчас за воровство чужой работы не наступает никакой ответственности», и «если своровал один раз, но не заметили, то можешь своровать снова, вдруг прокатит».

У наших студентов отсутствует культура работы с информацией, и многие используют чужие работы не потому, что они непорядочные люди, а поскольку не всегда считают это серьезным проступком, добавляет проректор Международной академии бизнеса и новых технологий Сергей Разумов: «Уверен, что для любого честного человека легче сделать ссылку на работу другого автора, нежели выдавать ее за свою. Поэтому необходимо повышать уровень информационной культуры студентов, вводить соответствующие учебные дис-циплины».

Преподаватели, с которыми удалось пообщаться «НИ», в свою очередь, сетуют на низкий уровень подготовки современных студентов. «Многие из обучающихся даже забывают поменять титульные листы, некоторые просто не читают то, что скачали из Интернета. Бывали случаи, когда в середине текста вдруг обнаруживалась нецензурная брань – студенту просто было лень прочитать то, что скачал. У огромной части нынешнего студенчества сложилось искаженное представление об образовании – дескать, для того чтобы получить хорошую оценку или защитить диплом, достаточно тупо скачать работу», – признался «НИ» преподаватель одного из столичных государственных вузов.

НЕМЕЦКОМУ САЙТУ ДАЛИ ПРЕМИЮ ЗА РАЗОБЛАЧЕНИЕ ФАЛЬШИВЫХ ДИССЕРТАЦИЙ ПОЛИТИКОВ

В Германии в последнее время большую популярность приобрели вики-сайты (обновляемые пользователями) Guttenplag, PlagiPedi и VroniPlag, занимающиеся поиском политиков и общественных деятелей, прибегнувших к плагиату при написании диссертаций и научных работ. С помощью этих интернет-платформ были разоблачены известные деятели Свободной демократической партии Германии Сильвана Кох-Мерин, Георгиос Хатцимаркакис и Маргарита Матиопоулос, а также христианский демократ, депутат ландтага земли Баден-Вюртемберг Маттиас Префрокк. Также была лишена ученой степени дочь бывшего премьер-министра Баварии Эдмунда Штойбера Вероника Засс. Сайт Guttenplag за проведенные разоблачения получил престижную в Германии премию Grimme Online Award.
А началось все с того, что 1 марта 2011 года официально объявил о своей отставке уличенный в плагиате при написании докторской диссертации министр обороны Германии Карл-Теодор цу Гуттенберг, который, по мнению экспертов, считался наиболее вероятным кандидатом на пост канцлера Германии. Ученую степень доктора цу Гуттенберг получил в 2007 году, защитив диссертацию о развитии конституций США и Евросоюза. Однако в середине февраля 2011 года профессор юриспруденции из Бремена Андреас Фишер-Лескано заявил со страниц газеты Suddeutsche Zeitung о том, что в докторской диссертации цу Гуттенберга имеются по крайней мере 15 скопированных отрывков текста. После этого Баварский университет, где цу Гуттенберг защитил злополучную диссертацию, и прокуратура заявили, что считают действия диссертанта умышленными и подлежащими уголовному наказанию за нарушение авторских прав. После чего цу Гуттенберг, не дожидаясь рассмотрения дела о плагиате в университете, заявил об отказе от титула «доктор юриспруденции».
Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен

"