Posted 19 сентября 2005,, 20:00

Published 19 сентября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:19

Updated 8 марта, 09:19

«Скорпио» против «Макса»

19 сентября 2005, 20:00
В минувшую субботу во Владивостоке завершилась первая международная конференция «Технические проблемы освоения Мирового океана». Для российских разработчиков автономных подводных аппаратов это возможность найти заказчиков за рубежом. На родине стабильного спроса на эту технику нет уже 15 лет. И хотя поводов вспомнить о

Разработкой подводных автономных аппаратов дальневосточные ученые занялись еще в середине 1970-х годов. Тогда был настоящий бум на подобные разработки. Ими занимались студенты и преподаватели Дальневосточного государственного университета и Дальневосточного политехнического института, ученые из Тихоокеанского океанологического института и Института проблем морских технологий ДВО РАН.

«Когда наш институт финансировали, были и разработки, – рассказал «НИ» замдиректора Института проблем морских технологий Юрий Себто. – Правда, кое-что мы делали из собственного интереса, на свои средства, но тогда уходило больше времени. Где-то в середине 1990-х мы собрали небольшой аппарат, размером полметра на полметра, назвали его «Макс».

По словам г-на Себто, на глубине около тысячи метров «Макс» мог производить любые действия, в зависимости от манипуляторов, которые к нему крепились. В том числе и по обрезанию конструкций – фрезой, пилой или клещами. «По характеристикам, – уточняет собеседник «НИ», – он не уступает английскому «Скорпио», который спас экипаж батискафа АС-28, и мы его предлагали абсолютно всем потенциальным заказчикам – военным, ученым, спасателям. Но все отказывались: то денег нет, то желания. В итоге он простоял у нас некоторое время, и мы его разобрали. Не было заказчиков, никто им не заинтересовался. Даже после трагедии с «Курском» про наш институт никто не вспомнил. Хотя, если бы нам поставили задачу, мы бы ее выполнили. Причем наши аппараты всегда оказываются дешевле и проще зарубежных. Мы государственный институт, работаем только под заказ. А «Макс» собирали только на энтузиазме, из личного интереса».

Последние разработки Института проблем морских технологий удивили зарубежных коллег. Впервые в мире удалось создать аппарат, который работает на солнечных батареях. Он собирает информацию о состоянии океана и передает ее на спутник, может опускаться на глубину до 1 км. Причем расход энергии планирует и контролирует сам аппарат. Если ее мало, он прекращает работу и ждет солнечной погоды, чтобы зарядить аккумулятор. Оператор, находясь в институте, через Интернет и спутниковую систему связи управляет машиной и может запрограммировать ее на выполнение новой миссии. Другой батискаф способен опуститься на глубину до 11 тыс. метров – например, в Марианскую впадину – и там исследовать окружающую среду. Но пока он существует только на бумаге: нет денег даже на опытный образец.




Реабилитация обернулась для моряков с батискафа АС-28 многочасовыми допросами

"