Posted 19 июля 2015,, 21:00

Published 19 июля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:29

Updated 8 марта, 03:29

Им лучше не знать

Им лучше не знать

19 июля 2015, 21:00
До следующего четверга волонтеры столичного Центра адаптации и обучения детей беженцев должны полностью освободить подвальное помещение на Долгоруковской улице. Договор об аренде помещения был расторгнут в одностороннем порядке без объяснений причин. Комитет «Гражданское содействие», курирующий центр, уведомление о так

Сейчас волонтеры Центра адаптации и обучения детей беженцев при комитете «Гражданское содействие» перевозят вещи и освобождают помещение, которое занимали 17 лет. Официальное сообщение о расторжении договора аренды помещения поступило в апреле. Такое решение законно – одна из сторон, предупредив за три месяца, имеет право разорвать контракт. Ранее комитет общественных связей Москвы предоставил школе грант и оплачивал около 60% стоимости аренды.

«Как член правительственной комиссии по миграционной политике, я подняла вопрос о нашем выселении на недавнем заседании комиссии, где присутствовала вице-мэр Москвы Наталья Сергунина, – рассказала председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина. – Тогда первый вице-премьер Игорь Шувалов обратился к ней за разъяснениями ситуации. В ответ Сергунина записала себе на бумажке о нашей проблеме. Через некоторое время мы и председатель президентского СПЧ Михаил Федотов получили сухой ответ без объяснения причин: «выселяют, потому что имеют право».

С правомерностью решения никто не спорит. Но в городе сейчас очень много детей беженцев, переселенцев и трудовых мигрантов из Афганистана, Конго, Сирии, Таджикистана, с Украины, из Узбекистана и других проблемных регионов. В последнее время центр посещали 73 ребенка самого разного возраста. Большинство из них только здесь могли научиться русскому языку, математике, физике. Их не берут в общеобразовательные школы, потому в январе 2014 года Министерство образования и науки РФ выпустило приказ № 32 – теперь детям отказывают в приеме, если у родителей нет местной регистрации.

«Родители не скрываются в нашей стране, а просто ждут, когда удастся легализоваться в России, – отметила «НИ» директор Центра адаптации и обучения детей беженцев Ольга Николаенко. – Какие-то документы у родителей все равно есть. В России они могут находиться, но ребенка в школу устроить – нет. Сейчас эта проблема особенно актуальна из-за приказа Минобрнауки. В течение года мы старались пристроить ребят, ходили с ними в школы, обещали помогать им с домашним заданием, но получали отказы, чаще всего – устные».

10 августа Верховный суд будет рассматривать жалобу комитета «Гражданское содействие» на приказ Минобрнауки, который лишил детей беженцев возможности получать образование. «Надо категорически отделить две темы – обучение детей и вопросы регистрации. Если дети находятся на территории РФ, то они должны учиться. Об этом говорит статья 43 Конституции, где четко сказано, что право на обучение касается не только граждан России. Об этом говорят закон «Об образовании» и Конвенция по правам детей. А законностью пребывания родителей в стране пусть занимается ФМС», – отметила Светлана Ганнушкина.

Возможно, что центр невольно пострадал из-за разногласий между комитетом «Гражданское содействие» и Минюстом, который в апреле 2015 года включил организацию в реестр иностранных агентов. «Дети не должны страдать из-за каких-либо споров. Московские омбудсмены обязаны всерьез заняться этой ситуацией и решить проблему немедленно. Центр нужно сохранить и укрепить, а не выселять», – заявил экс-уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин.

Столичный уполномоченный по правам человека Татьяна Потяева сказала «НИ», что о происходящем ничего не знает, с документами еще не ознакомилась, однако при необходимости готова вмешаться. Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович комментировать «НИ» ситуацию в воскресенье отказался, сославшись на совещание.

Волонтеры сдаваться не намерены. Пока что они перевозят вещи в помещение, которое занимает «Гражданское содействие». К сентябрю активисты надеются найти новое постоянное пристанище: «Переехать в Комитет – не оптимальный выход. Он расположен крайне неудобно для того, чтобы туда добирались дети: далеко от метро, район вокруг Олимпийского очень небезопасный. Родители будут бояться отпускать к нам ребят. Пока мы отпустили детей на каникулы, ходим с ними только по музеям. А что будет в сентябре, пока совсем непонятно, но заниматься с детьми мы не прекратим», – рассказала «НИ» Ольга Николаенко.

"