Posted 19 июля 2004,, 20:00

Published 19 июля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

«Шестой фундамент» идет на взлет

«Шестой фундамент» идет на взлет

19 июля 2004, 20:00
Компанию «Мосфундаментстрой-6» строители между собой называют «шестым фундаментом». Цифра «шесть», по-видимому, для нее знаковая: по крайней мере МФС-6 сейчас строит шестую часть столичного жилья и по праву считается одним из лидеров московского строительного рынка.

Так сложилось, что за трестами фундаментостроения Главмосстроя почти пятьдесят лет назад закреплялись определенные территории города. Север достался «Мосфундаментстрою-6» еще и потому, что раньше организация, правопреемником которой он стал, возводила предприятия авиапромышленности, расположенные преимущественно в этой части столицы.

Так что не надо быть провидцем, чтобы, проходя мимо строящегося в САО объекта, практически безошибочно угадать, кто работает. Да, МФС-6 здесь – главный инвестор и генподрядчик. «Своих» районов, построенных за десятилетия, что называется, «по кирпичику», на севере много: Ховрино, Коптево, Дегунино, Бескудниково, Бибирево...

«Шестой фундамент» всегда был на виду. Например, еще в 90-х годах он вместе с прибалтийским заводом радиоэлектроники «Шилялис» первым в СССР акционировался. Затем в структуре Главмосстроя организовал работу по принципу треста-стройплощадки с централизованным управлением и финансами.

Первопроходцы, как известно, далеко не всегда доходят до цели. В 1992 году МФС-6 оказался на грани закрытия. К тому времени бывший трест уже приватизировался, но активы компании были близки к нулю. С заказами была проблема, да и выполненные работы оплачивались с опозданием на год-полтора.

Только что ставший в то время генеральным директором Виктор Нестеренко прекрасно понимал, что в качестве субподрядной организации его компания просто не выживет. Встал вопрос о том, чтобы найти свою нишу на столичном строительном рынке. В том же году, опять же впервые, возводя дом серии КОПЭ в Бескудникове, МФС-6 сам проинвестировал 10 тыс. кв. м. «Жизнь заставила, – вспоминает Виктор Иванович. – На городской заказ, который раньше давал работу и средства к существованию, мы уже не надеялись, да он и не обеспечивал уровня прибыли, необходимого для дальнейшего развития. К тому же тогда преобладали неденежные формы взаимозачетов, неплатежи... Нишей для нас оказалось монолитное домостроение, которое тогда было у нас еще в зачаточном состоянии, да и за рубежом только начинало активно разворачиваться».

Сам Нестеренко считает, что выбор был сделан в известной мере случайно. Преимущество монолита руководство компании видело тогда в том, чтобы не зависеть от поставщиков – заводов железобетонных изделий. Но скорее это можно назвать «хорошо подготовленной случайностью». Монолитная технология оказалась наиболее перспективным направлением в современном домостроении, а о «шестом» заговорили, как о «флагмане» передового опыта.

Первые корпуса начали строить в 1995–1996 годах на улице Гиляровского и в 8-м микрорайоне Митина. Опыта работы с монолитом тогда не хватало, вот и приходилось учиться по ходу дела. На первых порах заливали всего по 10 кубометров бетона в день, потом по мере приобретения навыков – по 40–50 кубов. Митинский дом, к примеру, строили целых два года. Какой там пример для подражания! Зато, когда закупили высокоэффективную французскую тоннельную опалубку Utinord, темпы резко возросли. Кстати, пригласили в качестве консультантов французских специалистов. Контракт с ними заключили на полгода, но уже через пару месяцев французы уехали домой – учить русских уже было нечему.

Сейчас треть строительных объемов МФС-6 – монолитные дома, строительство которых финансируется за счет собственных средств. Но компания, естественно, участвует и в городских программах. В Северном округе столицы – главном «полигоне» МФС-6 – самая тяжелая ситуация с пятиэтажками. Здесь находится почти 35% от всего городского фонда, подлежащего сносу. Компания осуществляет строительство в рамках комплексной реконструкции районов – Хорошевский, Ховрино, Коптево, Головино, Бескудниковский, Западное Дегунино. Фактически предлагает городу площадь вперед, чтобы высвободить территорию для нового строительства.

А вот принцип независимости, или, иными словами, полного, замкнутого производственного цикла компания продолжала развивать. Строительство фундамента, «нулевой цикл» – многолетняя специализация МФС-6. Но это не начало, а скорее середина технологической цепочки в строительстве. Теперь стройка начинается с маркетинговых исследований, с решения вопроса о том, какой именно дом выгоднее построить на конкретной площадке, и с привлечения средств инвесторов. Эти функции выполняет созданная в рамках концерна компания-заказчик «Альстрой».

Окна дома на улице Лодочной выходят на канал имени Москвы.

Наконец, к настоящему времени МФС-6 многие вопросы снабжения и поставок решает самостоятельно: у нее в собственности месторождение щебня, железобетонный завод, арматурный цех, машинный парк. МФС-6 – компания, которая строит в основном не «точки», а целые кварталы и даже районы, включая прокладку коммуникаций и ландшафтный дизайн.

А вот по-настоящему возможность реализовать свой огромный потенциал «Мосфундаменту-6» представилась на застройке Ходынского поля. Кстати, тоже символичный для коллектива проект – он опять-таки связан с авиацией.

На стройплощадку трест вышел в начале прошлого года. А уже в этом году будут сданы первые жилые корпуса. Уже сейчас оказавшись на территории бывшего Центрального аэродрома имени Фрунзе, больше известного как Ходынка, не узнать этих мест. На 86 гектарах вырастают два жилых квартала с многоквартирными 8–10- и 11–17-этажными домами по индивидуальным проектам. Всего – более 400 тыс. кв. м жилья из расчета 34 «квадрата» на человека. Часть жилья получат офицеры Министерства обороны России, очередники города и переселенцы из сносимых пятиэтажек. А еще в проекте, который одобрен столичным правительством, предусмотрено создание на 15 тыс. кв. м Национального музея авиации и космонавтики, где разместятся самые значимые достижения российской техники.

Решен и главный вопрос: как избежать урбанизации городской среды. Во-первых, сохранится уникальная Березовая роща. Во-вторых, в зеленой зоне на 40 гектарах разобьют гигантский парк цветов с аттракционами и прочими увеселительными сооружениями, где будут проходить народные гулянья и концерты. Да и в общих дворах нескольких домов устроят озеро или фонтан.

В структуре микрорайонов будут две общеобразовательные школы на 660 и 1650 учащихся, четыре детских сада на 120 мест каждый, детская поликлиника на 320 мест. Гаражи-стоянки для индивидуальных автовладельцев: наземные – на 1450, подземные – на 4325 машиномест. А еще через два года здесь будут возведены Дворец спорта «Динамо» на 15 тыс. зрителей, помещения для детских спортивных школ.

На Ходынке в конце года справят новоселье.

«Это – практически центр города со сложившейся инфраструктурой. Поблизости есть все для занятий спортом, театры, музеи. Проложены удобные автомобильные трассы, имеются все виды городского транспорта, в том числе метро, – говорит руководитель авторского коллектива проекта, главный архитектор столицы Александр Кузьмин. – Могу вас заверить, что проект застройки Ходынского поля отражает современные градостроительные тенденции».

Ходынка – не рядовой строительный объект, а, можно сказать, рубежный для города. Это последнее «белое пятно» в непосредственной близости от центра Москвы. Причем «пятно» огромное: только жилая застройка, которую ведет МФС-6, займет более тридцати гектаров. «Изначально было решено, что Ходынка должна застраиваться исключительно монолитными домами с индивидуальной планировкой, – говорит генеральный директор «Мосфундаментстроя-6» Виктор Нестеренко. – Было бы просто преступно строить типовые здания рядом с центром города, в таком замечательном месте, хотя, возможно, объем был бы больше, а сроки строительства сократились».

Для этого в структуре холдинга была создана дирекция «Монолит». Два года назад основа этого коллектива, насчитывающего ныне около пятисот человек, реализовала на улице Лавочкина крупный проект – комплекс «Янтарный». Три 25-этажных башни, несколько малоэтажных зданий общей площадью 70 тыс. кв. м. Молодому специалисту, лишь в 1998 году окончившему МГСУ, Дмитрию Жихареву предложили возглавить новую структуру.

«У нас все новое: и оборудование, и техника. И коллектив молодой, которому еще набираться и набираться опыта, – смущаясь, говорит Дмитрий Жихарев. – Но без внимания со стороны генерального директора, а также его заместителей, в первую очередь Геннадия Николаевича Рябополова, мы ни на день не остаемся. Это их детище – ведь после точечных объектов мы перешли к более масштабным монолитным работам. Например, только в месяц на Ходынку идет 30 тысяч кубов бетона, да еще 5,5 – на «точки». Бетон свой, так задержек, сбоев в работе мы не допускаем».

С Дмитрием Жихаревым довелось переговорить в штабе строительства на улице Петрозаводской, где возводятся три 10-, 14- и 16-этажные башни с подземными гаражами. Две из них будут сданы в августе–сентябре. Среди объектов, которые под опекой директора строительства «Монолит-1» (с недавних пор существует и «Монолит-2», коллектив которого сконцентрирован на работах на Ходынке), новостройки на улице Лодочной, Дыбенко, Фестивальной, а также других площадках Ховрина, Коптева.

На улице Петрозаводской выросли три разноэтажных здания, которые возвел «Мосфундамент-6»

Интересно мнение Марата Джубуева, заслуженного московского строителя, ныне советника генерального директора компании МФС-6. «Только нашим неумением видеть перспективу можно объяснить то, что мы еще до сих пор строим типовые крупнопанельные дома. В Западной Европе от этого способа домостроения давно отказались, кажется, последний домостроительный завод ликвидировали в Англии в 1991 году, – рассказывает Марат Сагирович, денно и нощно пропадающий на Ходынке, по сути, курирующий процесс строительства. – Начнем с того, что срок службы панельных домов – 70 – 80 лет, пускай даже все 100. А монолитные дома простоят минимум триста лет. Далее – себестоимость. Если подсчитать все затраты, то окажется, что у монолита себестоимость на 15% ниже. К тому же для монолита нет никаких ограничений (кроме нормативных, естественно)».

О работе своей компании ее лидер говорит, будто недоумевая: «Если честно, в начале 90-х все делалось методом тыка. Просто есть категория людей, которые хотят быть самостоятельными. У нас оказался коллектив единомышленников. Да и жилка коммерческая, видимо, присутствовала. Монолитным строительством занялись потому, что зависеть от поставщиков не хотелось, да и денег не было. А объективно, оказалось, выбрали направление, которое лидирует во всем мире – не было бы счастья, да несчастье помогло».

Несколько лет назад зашел у нас с Виктором Ивановичем разговор о выразительности строящихся трестом зданий. Да, посетовал он, столичный север отстает от более разнообразных в архитектурном плане новостроек южных, западных районов. Но сейчас и тут заметен прогресс. На первый план у заказчика-инвестора-застройщика, коим является МФС-6, выдвинулись полифонические требования к архитектуре своих зданий. И в качестве положительного примера можно привести жилой комплекс «Янтарный». Видимо, сказывается более тесное сотрудничество с рядом ведущих проектных институтов столицы. Это – ЦНИИЭП жилища, Моспроект-1, Гражданпроект, ЦИП-31 и ЦИП-53 и многими другими.

Однако, должен признаться, на традиционный вопрос о том, построил ли генеральный директор за это время «дом своей мечты», Виктор Иванович всегда находит один и тот же ответ: «Где-то уже на пути к этому». Что ж, подождем – увидим. И пожелаем МФС-6 это осуществить.

ВЕХИ БОЛЬШОГО ПУТИ

Строительная компания ЗАО «Мосфундаментстрой-6» была образована 17 апреля 1937 г. «Стройтрест №18», входивший вначале в состав наркомата оборонной промышленности, а затем переданный в ведение Народного комиссариата авиационной промышленности, и является предшественником современной компании МФС-6. Среди наиболее значимых объектов, построенных трестом в довоенное время, стоит назвать Центральный аэрогидродинамический институт имени Н.Е. Жуковского (ЦАГИ) и Летный исследовательский институт (ЛИИ). Начиная с 1940 года, трестом началось жилищное строительство. В военное время трест занимался восстановлением эвакуированных заводов и строительством новых объектов авиационной промышленности. В частности, работы велись в Тушино на авиационных заводах. После войны трест продолжает возводить объекты промышленного назначения, но резко увеличиваются объемы жилищного строительства. Со временем компания стала специализироваться исключительно на строительстве жилых объектов, общая площадь которых за эти годы составила более 25 млн. кв. м жилья. Ныне «Мосфундаментстрой-6» – один из крупнейших инвестиционно-строительных холдингов столицы. В его подразделениях работают около 5000 человек. За счет привлечения порядка 60–70 подрядных организаций в год, численность персонала на строительных объектах компании возрастает на 20–25 тыс. человек.

"