Posted 19 мая 2013,, 20:00
Published 19 мая 2013,, 20:00
Modified 8 марта, 05:16
Updated 8 марта, 05:16
Сообщения о детях, попавших в сложные жизненные ситуации, сейчас обрабатывают 232 региональные службы детских телефонов доверия. По информации, которую субъекты РФ предоставляют фонду ежеквартально, с 1 января по 31 марта на детские телефоны доверия поступило 244 тысячи 850 обращений (порядка 81 тысячи в месяц). Количество звонков остается почти неизменным: так, с сентября 2010-го по август 2012 года службы обработали полтора миллиона звонков (84 тысячи в месяц).
Большинство из звонивших – сами дети (140 тысяч), однако часто на горячую линию звонят люди, которые даже не являются членами семей (80 тысяч). Родители же жалуются сотрудникам фонда гораздо реже (24 тысячи).
По словам руководителя Российской ассоциации детских телефонов доверия Марины Егоровой, есть две основные категории звонков: взаимоотношения в семье и проблемы со сверстниками. При этом их пропорция постепенно меняется. Так, за три месяца текущего года 1384 человека пожаловались на жестокость в семье, а чуть менее, 1230, – на жестокость сверстников. Раньше соотношение было обратным: с сентября 2010 по март 2012 года по вопросам жестокого обращения в семье было принято 12 тысяч 830 звонков, а в среде сверстников – 13 тысяч 199.
Большинство обращений, к счастью, с жестокостью не связаны: 18 тысяч касаются отношений с родителями, а почти 27 тысяч – со сверстниками. Остальные 200 тысяч звонков затрагивают «иные вопросы».
По жалобам на детский суицид фонд ведет отдельную статистику: по словам г-жи Егоровой, до 10% звонков на региональных линиях связаны с этой проблемой. За I квартал 2013 года поступило 1121 такое обращение, из них почти половина (662 звонка) касаются суицидальных мыслей ребенка, остальные связаны уже с попытками покончить с собой. «Каждый суицидальный звонок важен: часто удается снять суицидальную угрозу, и ребенок спокойно живет дальше», – пояснила г-жа Егорова.
Несмотря на массу проблем в сиротских учреждениях, «семейные» дети звонят гораздо чаще, чем воспитанники детдомов и интернатов, отметила Марина Егорова. По ее словам, причиной этого зачастую становится отсутствие в учреждениях мест, в которых ребенок мог бы уединиться и позвонить. «Даже если обустраивают специальную комнату с телефоном, видно, кто в эту комнату прошел. Часто персоналу кажется, что дети звонят, чтобы пожаловаться на то, что происходит в детском доме, и персонал препятствует звонкам», – уточняет г-жа Егорова. Иногда в службу обращаются подростки с нетрадиционной сексуальной ориентацией, «но подобных звонков немного». На сексуальное насилие пожаловался 191 человек.
Марина Егорова отметила, что, хотя государство оказывает поддержку службе детских телефонов доверия, ставки у ее сотрудников очень низкие. В некоторых регионах остро стоит кадровый вопрос, не везде работает система методической поддержки телефонных консультантов. На рекламу же финансирования вовсе не хватает. «Нужна «точечная» реклама, направленная на отдельные группы детей, например, для несовершеннолетних беременных или детей, потерявших какого-то из родителей. При наличии такой рекламы обращений от таких детей было бы больше», – заявила г-жа Егорова.
Воспитанницы интерната в Приамурье арестованы за истязание младших