Posted 19 мая 2004,, 20:00

Published 19 мая 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

Владимирский централ, ветер денежный

Владимирский централ, ветер денежный

19 мая 2004, 20:00
Среди 2189 самых разнообразных российских музеев есть просто уникальные. Так, например, отмечал на днях свой профессиональный праздник и музей во Владимирском централе. Он находится непосредственно на территории знаменитой тюрьмы. И хотя попасть сюда можно только с личного разрешения начальника местного УИН и только ор

«Успенский собор, Золотые ворота, централ, Суздаль – вот маршрут, по которому едут туристы», – не без гордости говорит директор музея, он же начальник отдела по работе с личным составом Игорь Закурдаев. На минувшие праздники ему и отдохнуть-то было некогда – сначала группу из Голландии встречал, потом отечественных туристов, потом опять иноземцев… Интерес понятен: документальная экспозиция, открытая в централе при помощи Владимиро-Суздальского музея-заповедника, – явление уникальное. Ведь многие из тех, кто отбывал здесь срок, – люди мировой славы, таланта и известности. Игорь Закурдаев берет учительскую указку и привычно начинает рассказывать…

Выстроенная при Екатерине II тюрьма стала именоваться централом в 1906 году. Централы – центральные тюрьмы – появились в России после революции 1905 года. Они отличались свирепым внутренним распорядком и особой укрепленностью. В углу музейной «камеры» выставлена на обозрение здоровенная колода, от которой тянется цепь с крупными звеньями. Другой конец цепи приковывался к ноге заключенного, и передвигаться он мог только вместе с колодой.

Все попытки убежать из Владимирского централа были безуспешными. Будущий военачальник Михаил Фрунзе, тоже пытался, но и его постигла неудача.

В 1929 году централ стал особой тюрьмой госбезопасности. Именно здесь содержался первый председатель Президиума ЦК РКСМ Ефим Цейтлин, впоследствии переведенный в Иваново и там расстрелянный. Здесь сидел отец Юлиана Семенова Семен Ляндрес, проходивший по делу Бухарина.

Во Владимирском централе написал свою знаменитую «Розу мира» Даниил Андреев. В одной камере с ним сидел академик Василий Парин. После освобождения он возглавил программу медицинской подготовки первых космонавтов в Звездном городке. А по соседству находился Василий Шульгин, депутат Государственной думы, принимавший отречение от престола Николая II. Мирно проживавшего в Югославии Шульгина арестовали смершевцы, когда он возвращался домой из магазина с молоком. С этим бидончиком его и переправили на самолете в Москву.

В послевоенные годы в тюрьме отбывали заключение «террористки» писательница Галина Серебрякова, певица Лидия Русланова, жена Семена Буденного певица Большого театра Ольга Михайлова, актриса Зоя Федорова.

Особое место в истории тюрьмы занимают номерные узники – «железные маски» ГУЛАГа, содержавшиеся в режиме особой секретности: в одиночных камерах, без всяких контактов с внешним миром и другими заключенными. Как видно из рассекреченного документа на стенде, заключенная № 22 – это Анна Аллилуева, сестра жены Сталина Надежды. Под № 23 значилась Евгения Аллилуева, жена их брата.

Сын Сталина Василий проходил в тюремных документах как Василий Павлович Васильев. Читаю копию секретного письма Хрущеву генерального прокурора СССР Руденко и председателя КГБ Шелепина от 7 апреля 1961 года: «За период пребывания в местах заключения В.И. Сталин не исправился, ведет себя вызывающе, злобно, требует для себя особых привилегий, которыми он пользовался при жизни отца…Считаем целесообразным в порядке исключения из действующего законодательства направить Сталина после отбытия наказания в ссылку сроком на пять лет в Казань. Считаем также целесообразным при выдаче В.И. Сталину паспорта указать другую фамилию».

А вот еще одно громкое имя – Павел Анатольевич Судоплатов. Бывший начальник иностранного отдела НКВД, который готовил к работе разведчика Николая Кузнецова, организатор и исполнитель терактов на территории зарубежных государств. Был арестован в 1958 году как бериевец и провел в централе семь лет. Работал наверняка наравне с другими сидельцами, ведь централ – это еще и немаленькое производство. На витрине у стены представлены результаты труда заключенных: боксерские перчатки, футбольные мячи, телефонные аппараты.

Один из стендов музея посвящен участникам правозащитного движения. Они содержались в тюрьме как особо опасные преступники: Кронид Любарский, Анатолий Марченко, Виктор Некипелов, Юлий Даниэль… Отбывавший во Владимире срок Натан Щаранский давно живет в Израиле, Владимир Буковский с тех пор, как в 1976 году его обменяли на генерального секретаря компартии Чили Луиса Корвалана, обосновался в Англии.

Международная легенда централа – американский летчик-шпион Гарри Пауэрс. Его самолет был сбит советской ракетой ПВО под Свердловском 1 мая 1960 года. В главную политическую тюрьму страны пилота привезли сразу же после суда – в сентябре 1960 года. По заключению врачей, он находился тогда на грани психического срыва. Пауэрс пробыл в централе до февраля 1962 года, пока его не обменяли на советского разведчика Абеля. Американец погиб в вертолетной катастрофе в 1977 году, работая в компании «Локхид».

Не так давно во Владимир приезжал сын летчика Фрэнсис Гарри Пауэрс-младший. Ему показали камеру, где сидел его отец, провели по музею.

«Мне как-то предлагали выставить в музее фотографии воров в законе, что сидели или сидят здесь, – продолжает нашу экскурсию Игорь Закурдаев. – Тоже по-своему знаменитости. Но, как видите, их выразительных лиц здесь, на музейных стенах, нет. А то еще состоятельные господа из Москвы мне звонили, просили организовать для них экстремальный маршрут по Владимирке. Они хотели по ней, как встарь, в кандалах пройти. При желании все можно в шоу превратить, да только зачем? Я отказался этой затеей заниматься».



ОТДЫХ В ЗАСТЕНКАХ

Тюремная тематика в последнее время изрядно вдохновляет туристические фирмы по всему миру. Любители острых казематных впечатлений теперь могут поселиться в тюрьме-отеле и поужинать в тюрьме-ресторане. По числу «застеночных» ресторанов лидирует Япония. Сеть заведений с говорящим названием «Клетка» появилась там в 90-е годы. В них столики для посетителей находятся внутри железных клеток. После того как заказ принят, клетки запираются. Официантки, чьи костюмы напоминают униформу тюремных надзирательниц, подают блюда через решетку. По числу тюремных музеев пока впереди США. Самый знаменитый из них – на острове Алькатрас (Калифорния). В летний сезон билеты распродаются на несколько дней вперед. Цена для взрослого – 60 долларов, для детей – 35 долларов.

"