Posted 19 апреля 2012,, 20:00

Published 19 апреля 2012,, 20:00

Анестезия сбивает биоритмы

19 апреля 2012, 20:00
Анестезия сбивает биоритмы

Нарушение сна и синдром смены часовых поясов, по словам ученых из Новой Зеландии, равно как и другие «временные» нарушения, возникающие после общего наркоза, появляются из-за того, что анестезия сдвигает суточные ритмы и нарушает восприятие времени.

Специальные гены, отвечающие за эти ритмы в организме человека, были открыты еще в 90-х годах. Тогда же выяснилось, что сходные участки ДНК есть в геномах животных и растений. В их задачу входит управление временем сна и бодрствования, раскрытие цветка и других подобных периодических явлений. Поэтому полное отключение организма во время общего наркоза существенно влияет на работу биочасов. Ученые утверждают, что синдром смены часовых поясов после хирургического вмешательства с применением анестетиков испытывают многие пациенты. Прооперированный человек, как правило, не понимает, сколько времени прошло, и даже в течение нескольких следующих дней его суточные ритмы могут сдвинуться непредсказуемым образом.

Проверить, как анестезия действует на насекомых, исследователи решили на медоносных пчелах. Дело в том, что большинство процессов в жизни этих существ, к примеру, навигация, сбор нектара, кормление личинок, периоды бодрствования и покоя подчинены исключительно биоритмам. Чтобы понять влияние анестетиков на пчел и их «распорядок дня», ученые вырастили три улья и зафиксировали их режим. В первом случае нескольких пчел отлавливали во время сбора нектара и «отключали» их на шесть часов, помещая на шесть километров от точки захвата. В следующих двух экспериментах биологи усыпляли весь улей на такое же время.

В итоге выяснилось, что во всех случаях жизнедеятельность насекомых нарушалась. К примеру, пчелы из первой группы, пытаясь вернуться в улей, летели в неправильном направлении со смещением в 90 градусов. Именно такое расстояние успевает пройти солнце за шесть неполных часов. Аналогичным образом сместилось время сбора нектара у пчел из второй и третьей групп. Это исследование натолкнуло ученых на мысль, что небольшая разница между временем «отключки» и сдвигом суточных ритмов объясняется тем, что анестетики не отключают биочасы, а замедляют или сдвигают их ход, что объясняет те неприятные эффекты, которые переживают пациенты, вынужденные много часов провести под наркозом.