Posted 19 апреля 2011,, 20:00

Published 19 апреля 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:33

Updated 8 марта, 06:33

Попытка – пытка

Попытка – пытка

19 апреля 2011, 20:00
Вчера было обнародовано расписание Единого государственного экзамена, а также список предметов, которые можно сдавать в тестовой форме. Досрочное прохождение ЕГЭ начинается уже сегодня, но основная масса выпускников пройдет это испытание в конце мая – начале июня. Дети начинают запасаться шпаргалками, их родители – спо

К традиционным обязательным тестам по русскому языку и математике со следующего года может прибавиться еще один – по иностранному языку. Соответствующая норма включена в доработанный вариант образовательного стандарта для старшеклассников, опубликованный вчера на сайте Минобрнауки. Это не единственное изменение, которое ждет абитуриентов. В частности, сдавать больше шести ЕГЭ будет нельзя, при этом школьники смогут выбрать уровень сложности заданий в зависимости от качества образовательного учреждения. «По сравнению с предыдущими вариантами образовательного стандарта эта версия наиболее приемлема, – рассказал «НИ» председатель жюри Всероссийского конкурса «Директор школы-2011», главный редактор журнала «Директор школы» Константин Ушаков. – Например, ЕГЭ теперь придали статус экзамена, то есть уравняли его в правах с традиционными способами контроля знаний. Что касается дополнительных тестов, то резко, без предупреждения вводить их, конечно, невозможно. Думаю, что обязательный ЕГЭ по иностранному языку ждет школьников самое раннее в следующем учебном году».

Впрочем, пока что у школьников и с двумя обязательными тестами забот хватает. По словам экспертов, человек без диплома о высшем образовании все чаще приравнивается обществом к человеку на инвалидной коляске. «Без документов об окончании вуза человек считается неполноценным, хотя это и неправильно, – пояснила «НИ» директор центра психолого-медико-социального сопровождения «Юго-Запад» Елизавета Булаева. – Но если раньше родители пытались решить судьбу своих детей в институте, при угрозе отчисления, то теперь они переместились в школы».

Стоит отметить, что год от года способы «сравнительно честной сдачи ЕГЭ» становятся все изощреннее. «Старшеклассник чувствует, что тест «не потянет», поэтому последние полгода едет доучиваться «на деревню к дедушке» якобы из-за проблем со здоровьем, – привела «НИ» пример учитель математики столичной школы №842 Вера Торпищева. – Там он «под влиянием свежего воздуха» благополучно сдает экзамены на 100 баллов, а после подает документы в столичный вуз».

Еще один излюбленный метод – подача необоснованных апелляций. В 2010 году, как сообщили «НИ» в Минобрнауки, их было подано 62,6 тыс., из них удовлетворено 22,3 тыс., тогда как в 2009-м апелляционная комиссия признала законными требования 17,2 тыс. абитуриентов из 56,3 тыс., подавших жалобы. «Большинство апелляций, на мой взгляд, проходят не по вине учителей. Школьники и их родители просто пользуются этим в своих интересах, ведь решение, как правило, принимается в пользу абитуриента, – полагает Вера Торпищева. – В прошлом году только в одном московском округе было зафиксировано два случая аннулирования пробных экзаменов. Тактика использовалась простая: школьник писал жалобу на нарушение процедуры проведения тестирования, мол, в аудитории находился мобильный телефон. Постфактум проверить, у кого был телефон и был ли он вообще, нельзя, а не верить ребенку мы не имеем права, так что результаты ЕГЭ пришлось аннулировать у всей аудитории. Жалобщик тем временем узнавал примерный уровень вопросов и прикидывал, что ему надо подучить к следующему экзамену». «По регламенту проведения ЕГЭ необходимо составить акт, в котором будет описана ситуация и который будет засвидетельствован общественными наблюдателями и проверяющими, – комментирует «НИ» научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. – Если такой бумаги нет, то и нарушения процедуры формально нет».

Эксперты убеждены: на такие хитрости школьники и их родители вынуждены пускаться из-за несовершенства экзаменационной системы. Так, недавно стало известно, что задания ЕГЭ по немецкому языку были составлены некорректно. Там был обнаружен ряд орфографических, грамматических и лексических ошибок. Неудивительно, что средний балл на этом экзамене в 2010 году оказался самым низким по сравнению с остальными иностранными языками. Помощник руководителя Рособрнадзора Сергей Шатунов считает, что причина на самом деле кроется в невысоком уровне знаний по этому предмету. Константин Ушаков в свою очередь называет «ляпы» в экзаменационных заданиях симптомами «болезни роста». «В системе ЕГЭ мы новички, хотя этот способ контроля знаний работает у нас не первый год, – говорит «НИ» эксперт. – Так что без ошибок не обойтись. Но чем больше общественность будет обращать внимания на неточности в заданиях, тем быстрее будет расти качество экзаменов». Ряд экспертов полагают, что хороших результатов на экзамене можно добиться психологическими тренировками. «Существуют программы по психологической подготовке детей к ЕГЭ, но они не широко распространены, – говорит «НИ» Елизавета Булаева. – Между тем учить детей снимать эмоциональный стресс при сдаче экзаменов просто необходимо. Иначе вместо заданий они будут сосредотачиваться на своих трясущихся коленках, а это скажется не только на их оценках, но и на репутации школы».

Но даже идеально составленные задания и хорошая подготовка школьника отнюдь не гарантируют объективного результата ЕГЭ. «Сама система проверки экзаменационных работ не очень продумана. Критерии, которые даются проверяющим работы учителям, сложно назвать удовлетворительными, немногие педагоги могут по этим критериям точно выставить баллы да еще чтобы невозможно было их оспорить потом, – пояснил «НИ» учитель русского языка и литературы одной из московских школ Сергей Райский. – Вмешивается человеческий фактор: преподаватели все-таки разного уровня подготовки, знаний, да и глаз постепенно «замыливается».

Психологической усталостью педагогов можно объяснить большую часть неправильно поставленных оценок за ЕГЭ, утверждают эксперты. «Никто не проверяет состояние учителей перед проверкой результатов или непосредственно перед экзаменом. А ведь педагоги тоже могут быть измучены эмоционально, – говорит Вера Торпищева. – Среди учителей, я уверена, найдутся те, у кого не все в порядке с нервной системой. Бывали случаи, когда проверяющий намеренно «валил» ребенка из соседней школы, осознавая то, что образовательные учреждения конкурируют по результатам ЕГЭ».

Хотя участие в проверке ЕГЭ – дело сугубо добровольное и хлопотное, среди учителей царит настоящая конкуренция за место в экспертной комиссии, потому что за эту работу доплачивают. Конкретная сумма зависит от региона, опыта педагога и объема проверенных работ. «В Москве на проведение ЕГЭ выделено более 90 миллионов рублей, при этом зарплаты проверяющих педагогов невелики, – говорит «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Однако в каждом регионе есть посредники, предлагающие учителям подзаработать на проверке. Отказаться от такого предложения могут не все. Тем более что даже если будет выявлена ошибка в оценке, учитель не несет за нее ни административной, ни материальной ответственности».

ЧТО СЕГОДНЯ ДЕЛАЕТСЯ В ЧЕЧНЕ, ЧТОБЫ В ЭТОМ ГОДУ НЕ ПОВТОРИЛСЯ ПРОВАЛ ПО ЕГЭ 2009 ГОДА

В Чечне ученики старших классов усилили подготовку к предстоящим экзаменам. После провалов по ЕГЭ в 2009 и 2010 годах местное министерство образования ужесточило правила, и теперь школьники, начиная с 5 класса, не только сдают в конце каждой четверти тестовые экзамены, приравненные к ЕГЭ, но и проходят ежемесячные «срезы знаний». Фактически это те же тестовые контрольные, как раньше, просто на плечи преподавателей и директоров школ легла особая ответственность за успеваемость учащихся.
Напомним, впервые обязательную сдачу ЕГЭ ввели в республике в 2009 году, а первые эксперименты проводились в 2008-м. Тогда, правда, многие родители считали эти нововведения преждевременными, объясняя свое недовольство тем, что за годы военных действий система образования республики сильно пострадала. Правоту противников ЕГЭ в Чечне подтвердили итоги экзаменов в 2009 году: порядка двух тысяч школьников не получили аттестаты, а остальных спасло только то, что в первом году сдачи ЕГЭ всем подряд добавляли льготные баллы. Показатели 2010 года несколько улучшились, но нормальными их считать тоже нельзя. Так, из 12,2 тыс. человек, сдавших ЕГЭ в 2010 году, 567 выпускников не прошли два обязательных экзамена – русский язык и математику, 77% с трудом набрали минимальное количество баллов – 36. Аттестат не получили около тысячи человек. 100 баллов по ЕГЭ в Чечне не набрал никто ни по одному предмету.
Были случаи фальсификации результатов экзаменов, точнее, примеры того, как вместо учеников на задания отвечали учителя и передавали эти ответы в классы. Появилась даже система расценок за помощь в сдаче ЕГЭ по каждому предмету отдельно. За руку, кстати, так никого и не поймали. В то же время полпред президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин, комментируя итоги сдачи ЕГЭ в 2010 году, назвал опыт Чечни примером другим республикам: «В Чеченской Республике показатели ЕГЭ не на самом высоком уровне, но это объективно. Что сделал Рамзан Кадыров? Установил видеокамеры в каждой школе, фальсифицировать экзамены стало невозможно. Да, там показатели слабые по отношению к другим субъектам, а в Карачаево-Черкесии – лучшие в России, но это вызывает большие сомнения».
Министерство образования и науки Чечни издало специальные методички для детей, где полностью расписаны экзамены, которые они должны сдать для поступления в тот или иной вуз, а также рекомендации, позволяющие детям сделать правильный выбор. Многие этот выбор уже сделали. В каждом райцентре появился специальный методкабинет по подготовке учеников к сдаче ЕГЭ, брошюры с тестами прошлых лет можно купить в любом книжном ларьке. Но дрожь в коленях остается и у самих выпускников, и у педагогов, и у руководства республики.
Умму ГУЛЬСУМ, Грозный

"