Posted 19 апреля 2010,, 20:00

Published 19 апреля 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:03

Updated 8 марта, 07:03

«Ситуация крайне нервная»

«Ситуация крайне нервная»

19 апреля 2010, 20:00
Облака пепла от исландского вулкана по-прежнему держат Европу в напряжении. В понедельник часть стран открыли авиасообщение, но в большинстве воздушные ворота закрыты как для прилета, так и для вылета самолетов. В кассы авиакомпаний выстраиваются часовые очереди на обмен билетов или возврат денег. Люди, оказавшиеся в а
Сюжет
Авиация

К вечеру понедельника воздушное пространство над Европой было частично открыто. Европейская организация по безопасности воздушной навигации «Евроконтроль» оставила за странами право принимать решение о запрете воздушных перевозок. Швеция, Литва, Испания, Норвегия и Финляндия разрешили полеты гражданской авиации. Во Франции самолеты пускают только из южных аэропортов. Германия, Италия, Бельгия и Великобритания отложили принятие решения о возобновлении авиасообщения до утра вторника. Сейчас из-за задержек рейсов страдают около семи млн. пассажиров. Извержение вулкана в Исландии привело к отмене более 60 тыс. рейсов. Растет количество «вынужденных» туристов и в России. Вечером в понедельник в Европу не могли вылететь почти 39 тыс. человек.

По самым скромным подсчетам, на Западе застряли 12 тыс. наших соотечественников. Авиакомпании уверяют «НИ», что все могут свободно перебронировать билеты с отложенных рейсов на любые другие даты или вернуть деньги. Так, представитель Finnair отмечает, что с такими вопросами лучше обращаться в места покупок: «Никакие документы, кроме самого билета, для операций не нужны». Руководитель департамента по связям с общественностью «Аэрофлота» Олег Михайлов уточняет, что проблем с получением денег за купленные через Интернет билеты не будет. «Обращаетесь в call-центр или офис продаж, и вам на банковскую карту делают возврат», – говорит «НИ» г-н Михайлов. Российские авиалинии «Трансаэро», польские LOT, французские Air France, скандинавский SAS действуют по этим же схемам. Дозвониться до авиаперевозчиков вчера в течение всего дня было практически невозможно. Большинство из них просят пользоваться Интернетом для получения информации.

Фото: AP. BRYNJAR GAUTU

По мере открытия авиасообщения в Европе компании стараются выставлять на рейсы самолеты с максимальным количеством мест. «В первую очередь мы отправляем безвизовых, транзитных, живущих в гостиницах пассажиров, – рассказывает Олег Михайлов. – Сейчас мы отправляем наши Ил-86 и надеемся перевезти всех без ажиотажа». По словам начальника центра общественных связей аэропорта «Шереметьево» Анны Захаренковой, самолеты авиакомпаний будут ставить согласно центральному расписанию рейсов в Европу. Руководитель пресс-службы аэропорта «Домодедово» Елена Галанова объясняет, что очередь отправки зависит от аэропортов приема. «Авиакомпании должны договориться с ними, мы получаем подтверждение от аэропорта и выводим самолеты на взлет, – рассказывает «НИ» г-жа Галанова. – Сейчас мы не можем связаться с рядом наших европейских коллег и узнать, какая у них ситуация».

В то же время китайские авиакомпании Air China и Hainan Airlines отказываются выполнять рейсы в российскую столицу из-за облака вулканического пепла. В результате этого в Пекине застряли порядка 300 граждан России, которые четвертый день не могут вернуться домой. «Но наше воздушное пространство открыто, «Аэрофлот» рейсы Москва–Пекин регулярно выпускает», – возмущается в беседе с «НИ» пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. Кроме того, китайские авиакомпании отказываются предоставлять россиянам питание и гостиницы. Дату возобновления рейсов никто назвать не может, но уже поступают предупреждения, что полеты в Москву не будут выполняться еще неделю. Посольство РФ не смогло урегулировать ситуацию с китайскими авиаперевозчиками. В российском представительстве авиакомпании Air China корреспонденту «НИ» прокомментировать ситуацию затруднились и за информацией посоветовали обращаться на специальную «горячую линию», которая в течение дня была занята. Тем временем российские туристы намерены провести сегодня акцию протеста в пекинском аэропорту.

Ирина Тюрина объясняет, что ситуация, возникшая из-за извержения вулкана, сложная и «крайне нервная». «Здесь возникает ряд правовых коллизий. Согласно Федеральным авиационным правилам, авиакомпании должны вернуть деньги, если не выполнили услугу. Но в документе не прописано, должны ли они размещать или отправлять пассажиров наземным транспортом», – говорит г-жа Тюрина. Люди, которые оказались за рубежом и не могут вернуться, несут существенные убытки. «Заканчиваются деньги, сроки виз и страховок. Если туроператор или авиакомпания не оплачивают размещение и питание, то надежда остается на переводы от друзей и родственников из России», – подводит итог Ирина Тюрина.

ВУЛКАНИЧЕСКИЙ ПЕПЕЛ ПОКА ЕЩЕ СЛАБО ИЗУЧЕН

В начале этой недели пепел извергающегося в Исландии вулкана достиг Западной Сибири. В столичном воздухе вулканический пепел присутствует с конца минувшей недели. Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко утверждает, что частицы пепла вреда здоровью не несут: «Пока каких-то данных, вызывающих тревогу или требующих введения каких-то дополнительных мер, у нас нет. Если ситуация изменится, то мы будем рекомендовать людям, страдающим заболеваниями бронхолегочной системы, не выходить на улицу». В Гидрометцентре также утверждают, что входящие в вулканический пепел соединения не представляют опасности «в тех концентрациях, которые имеет облако». Врачи в свою очередь отмечают, что вулканический пепел слабо изучен. «Мы не знаем ни состав пепла, ни его фракционность», – говорит «НИ» директор НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды Юрий Рахманин. По его словам, особенно опасны для легких сверхмелкие частицы, которые могут проникать в организм человека. Профессор НИИ туберкулеза Московской медицинской академии имени Сеченова Михаил Владимирский пояснил «НИ», что опасность вулканической пыли зависит от токсичности входящих в нее соединений. При неблагоприятном исходе у людей может развиться пневмокониоз – запыление легких, характерное для шахтеров. Но пока, по словам Владимирского, таких случаев не зарегистрировано.
Александр КОЛЕСНИЧЕНКО


В АЭРОПОРТУ КЕЛЬНА ВИЗЫ ПРОДЛЕВАЮТ БЕСПЛАТНО

В понедельник небо над Германией было по-прежнему закрыто. В Кельне по-прежнему все спокойно: никаких беспорядков не наблюдается, в аэропорту тихо. Люди обращаются в управление по делам иностранцев, чтобы продлить визу. Филиалов управления в Кельне несколько – идти надо по месту проживания. Пассажиров принимают в нескольких кабинетах – по первой букве фамилии. В очереди сидят в основном русские и выходцы из Ближнего Востока. Мы провели где-то в общей сложности час – сначала нужно взять анкету (она на немецком), заполнить, а потом принести с копией первой страницы паспорта, визы, которую надо продлевать, распечаткой билета и одной фотографией. Паспорт с визой выдают тут же, в течение минут 40, максимум – часа. Визы выдают на все шенгенское пространство сроком на неделю. Услуга эта, что немаловажно, бесплатная.
Анастасия из Петербурга приехала к дочери в Кельн. Обе сидят в очереди. «Должна была уехать вчера, летела авиакомпанией German Wings, они предложили либо перебронировать на другую дату, либо ждать и потом приезжать в аэропорт с билетом, – рассказывает «НИ» женщина. – Обещали посадить. О том, что происходит, мы узнаем из новостей и Интернета». Похожая история – у Ольги из Вологды. Она прилетела к дочери авиакомпанией «Трансаэро». Представители перевозчика сказали ей, что до среды вылета не будет. Дочь Елена с улыбкой говорит матери, что теперь болеть ей нельзя: медицинская страховка была рассчитана на период пребывания и теперь закончилась». Татьяна, Олег, Марина и Алексей прилетели из Москвы «Аэрофлотом». Должны были улететь вчера. «Пока в отеле есть места, – говорит «НИ» Татьяна, – поэтому мы просто доплачиваем за каждые сутки. А вот если у кого-то нет денег, что людям делать? Мы пробовали узнавать по поводу железнодорожных билетов, но все распродано до начала мая».
Мария ЖЕЛИХОВСКАЯ, Кельн

"