Posted 19 апреля 2009,, 20:00

Published 19 апреля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:27

Updated 8 марта, 07:27

Закон с ограниченными возможностями

19 апреля 2009, 20:00
Две трети российских инвалидов, желающих трудиться, не могут найти себе работу. Такие данные содержатся в представленном на минувшей неделе докладе ООН «Россия: на пути к равным возможностям». Инвалидам отказывают в трудоустройстве, так как наем их не приносит работодателям налоговых льгот. А если инвалиду удается полу

Работу через центры занятости в минувшем году искали 250 тыс. инвалидов, нашли – примерно третья часть этих людей. В 2000–2004 годах удавалось трудоустроить половину инвалидов, которые хотели работать. Однако затем были отменены налоговые льготы, что привело к потере инвалидами 46 тыс. рабочих мест. Даже на предприятиях Всероссийского общества инвалидов занятость ежегодно снижается на 15%. «Руководители предприятий с численностью сотрудников более 100 человек должны квотировать рабочие места для инвалидов, однако не несут никакой ответственности за неисполнение закона», – говорится в докладе. В результате если в 2000 году по квотам (определяется региональным законодательством и составляет 2–4% от среднесписочной численности работников, – «НИ») было трудоустроено 57 тыс. человек, то в 2007 году – лишь 10 тыс. при том, что инвалидами по официальной статистике являются 13 млн. граждан (9% населения).

Другим препятствием для трудоустройства инвалидов являются степени ограничения способности к трудовой деятельности (ОСТД). Один из авторов доклада, активист движения инвалидов «Наше право» Сергей Новиков, рассказал «НИ», что степени ОСТД представляют собой «дискриминационную систему, которая дает основания любой государственной и частной организации отказать инвалиду с третьей степенью и существенно ограничить права тех, кто приравнен ко второй». Если же инвалид с третьей степенью добивается, чтобы его приняли на работу, степень снижают до второй с уменьшением пенсии в полтора раза (с 3558 рублей до 2341 рубля).

Авторы доклада предлагают отменить все законодательные ограничения для трудоустройства людей с ограниченными возможностями. В частности, убрать зависимость трудоустройства от степени ОСТД и результатов медико-социальной экспертизы. В настоящее время «рабочей» считается только первая степень ОСТД. Вторая степень позволяет работать только «в специальных условиях», третья возможности трудоустройства не предусматривает. Кроме того, предлагается ввести компенсацию для работодателей за трудоустройство инвалидов. Депутат Госдумы Валерий Селезнев, сам являющийся человеком с ограниченными возможностями (у него нет правой руки), говорит, что в профессиональную деятельность сейчас вовлечено 15% российских инвалидов, тогда как работать хотят еще 45%, в том числе 21% – в коллективе, 19% – на дому, а 5% – открыть свое дело. «Работодатели считают инвалидов наименее конкурентоспособной группой на рынке труда, предлагают им более низкий заработок, отказывают в заключении трудового договора», – говорит депутат Селезнев. Осенью прошлого года Россия подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов, одна из статей которой запрещает дискриминацию по признаку инвалидности при приеме на работу, получении образования и продвижении по службе. Однако документ до сих пор не ратифицирован.

"