Posted 19 апреля 2006,, 20:00

Published 19 апреля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:07

Updated 8 марта, 09:07

Ядерные уроки

19 апреля 2006, 20:00
Накануне 20-летия аварии на Чернобыльской АЭС группа экологов выпустила пособие для учителей школ, в котором описываются последствия взрыва ядерного реактора. Брошюра представляет собой практически готовые лекции, разделенные по предметам: ОБЖ, биология, физика, обществознание. Авторы предлагают преподавателям, использ

Пособие так и называется «Чернобыльские уроки». Его авторы надеются, что учителя школ, получив брошюру, проведут по ней занятия, посвященные страшной трагедии 26 апреля 1986 года. «Идея такой брошюры появилась год назад, когда я работал учителем физики в сельской школе, – рассказал «НИ» эксперт группы «Экозащита!» Андрей Ожаровский. – Услышав про аварию в Чернобыле, дети были так потрясены, что сами предложили провести минуту молчания. Необходимые для пособия материалы у экологических организаций были давно, оставалось их свести и сделать доступными и интересными для школьников».

В результате появился расширенный конспект лекций. Поместив в начале общую информацию о трагедии на атомной станции, авторы педантично раскрывают тему катастрофы в рамках разных предметов. В материалах для курса ОБЖ рассказывается, как себя вести при подобных авариях. В тексте для урока биологии объясняется воздействие радиации на организм. В разделе физики речь идет о ядерных реакциях и использовании ядерной энергии. А для урока «Обществознание» предлагается рассказ о влиянии атомных отходов на окружающую среду. В конце пособия авторы приводят около полусотни вопросов и ответов по теме аварии, из которых желающие могут узнать, что такое «горячие частицы», кто виноват в катастрофе в Чернобыле, был ли кто-нибудь за нее наказан, почему к аварии не были готовы власти, а люди, которые видели горящий 4-й энергоблок, не чувствовали опасности.

«Чернобыльские уроки» рассчитаны на учеников старших классов. Но тем не менее в брошюру включены и советы учителям начальной школы.

Тем временем в столичном Департаменте образования на новое пособие смотрят с осторожностью: литература из неофициальных источников школам не рекомендуется. «Любое учебное пособие должно проходить нашу экспертизу, – сообщил «НИ» пресс-секретарь Департамента образования Москвы Александр Гаврилов. – Пособия по Чернобылю мы еще не видели».

Директора столичных школ также не спешат радоваться новинке. «У нас уже идут занятия, посвященные трагедии Чернобыля, – сообщил «НИ» директор Центра образования «Царицыно» № 548 Ефим Рачевский. – Про взрыв на атомной станции говорят как на уроке истории, так и на уроках ОБЖ, биологии, химии». В других школах необходимости в дополнительных материалах просто не видят. «Я не считаю, что нужно подробнее останавливаться на Чернобыле, – заявил «НИ» директор Столичной гимназии Виктор Фертман. – Это памятник человеческому разгильдяйству. В России, да и во всем мире происходили гораздо более страшные вещи, например, Холокост».

Тем не менее многие директора школ убеждены, что подрастающее поколение должно знать всю правду о Чернобыльской трагедии. По-настоящему страшных фрагментов в «Чернобыльских уроках» хватает. Достаточно почитать воспоминания жертв трагедии. Однако выбор – говорить об этом детям или нет, авторы оставили на усмотрение педагогов.

ПО ТУ СТОРОНУ КАТАСТРОФЫ

Если российские дети, по данным сотрудников организации «Экозащита!», практически ничего не знают о страшной трагедии в Чернобыле, то их белорусские сверстники, напротив, осведомлены о ней слишком хорошо. Вчера в Минске открылась выставка работ маленьких художников из наиболее пострадавших от радиации районов Гомельской, Могилевской и Брестской областей. Дети в возрасте от 7 до 18 лет представили на ней рисунки, плакаты, картины и фотографии на тему «Чернобыль в моей судьбе». Хотя основной задачей выставки, по мнению организаторов, было формирование жизнеутверждающих принципов и уверенности в завтрашнем дне у молодого поколения, работы трудно назвать радужными. Боль, страх и ненависть – такие чувства навевает основная часть экспозиции.

"