Posted 19 марта 2015,, 21:00

Published 19 марта 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 04:02

Updated 8 марта, 04:02

Нет худа без добра

Нет худа без добра

19 марта 2015, 21:00
Компания General Motors (GM) существенно снижает свое присутствие на российском рынке. Как заявили в середине этой недели официальные представители компании, в течение 2015 года концерн перестанет продавать новые автомобили Opel и некоторые модели Chevrolet, а также законсервирует свой завод под Санкт-Петербургом. «НИ»

Решение высшего менеджмента GM грянуло в среду, как гром среди ясного неба. Несмотря на то, что рынок провалился на треть, все же крупные производители испытывают сдержанный оптимизм в отношении России. Уже в следующем году планируется рост, а к 2018 году, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи могут перевалить за 3 млн. авто. Между тем GM пересматривает свои условия ведения дел в нашей стране. Акцент теперь делается исключительно на импорте премиальных моделей Cadillac, Chevrolet. Ну а Opel покинет Россию к концу этого года. Кроме того, закончится сборка Chevrolet Aveo на ГАЗе в Нижнем Новгороде. «GM-АвтоВАЗ» откажется от ввода в строй нового поколения Chevrolet Niva.

Сейчас называются разные причины такого решения. Президент GM Дэн Амманн заявил, что изменение бизнес-модели в России является частью глобальной стратегии по обеспечению долгосрочного успеха и позволит избежать серьезных инвестиций в рынок с неясной долгосрочной перспективой. Гендиректор Opel Group Карл-Томас Нойманн был более откровенен и рассказал, что все модели GM в России не обладают достаточным уровнем локализации, чтобы успешно конкурировать на рынке.

По данным АЕБ, в 2014 году продажи автомобилей GM в России упали на 26,4%, а в январе-феврале 2015 года – аж на 74,6%.

Дело в том, что, по большому счету, у GM не было по-настоящему успешных моделей, созданных специально для нашего рынка. Глобальная модель Cruze не отвечала в полной мере российским требованиям, ну а с повышением цены, даже при неполной 20-процентной локализации, машина значительно проигрывала таким бестселлерам, как Polo-седан или Solaris. Другими словами, в то время как Volkswagen, Hyundai, Renault-Nissan наращивали свое присутствие в России и усиливали локализацию, GM придерживался той же политики, что и на других глобальных рынках. В итоге незначительный по мировым масштабам местный кризис подкосил автомобильного гиганта.

Кстати, в решении закрыть завод для американской компании нет ничего удивительного. На протяжении последних 10 лет GM закрывал и открывал их по всему миру. Так, по данным Wall Street Journal, GM закрывал производства в британском Элсмир-Порте и немецком Бохуме. В 2011 году европейский бизнес GM принес убытки в 750 млн. долларов, что вылилось в намерение продать Opel. Был найден даже покупатель, но сделка сорвалась.

В это же время General Motors закрыл девять заводов в США и Канаде в городах Оклахома-Сити, Лэнсинг, Спринг-Хилл, Доравилль и Онтарио, сократив более 30 тыс. человек.

Между тем в России несколько иная ментальность. В нашей стране не принято закрывать заводы так же легко, как в США. Кроме того, 163 официальных российских дилера GM оставались в неведении относительно планов компании. Поэтому столь внезапный уход с рынка GM подрывает доверие к нему и сказывается на имиджевой составляющей компании.

По словам исполнительного директора агентства «Автостат» Сергея Удалова, учитывая все это, GM будет сложно вернуться на рынок в 2017 году. Скорее всего, доля американцев будет поделена между немцами, японцами, французами и корейцами. С их помощью российский рынок приобретает четко выраженную структуру, где будут доминировать специально разработанные для наших реалий седаны с высоким уровнем локализации (свыше 60%) и кроссоверы среднего класса. В этих сегментах прослеживается хорошая динамика продаж.

Между тем нет худа без добра. Как сообщил директор по связям с общественностью GM Россия и СНГ Сергей Лепнухов, оставшиеся запасы автомобилей Chevrolet и Opel будут реализовываться со значительными скидками. Ее размер будет варьироваться от модели к модели, но в целом скидка может достигать и 20%. По некоторым комплектациям возможно возвращение к ценам прошлого года. Кроме того, компания сохраняет все гарантийные обязательства и оставляет официальную сеть сервисных станций.

"