Posted 19 марта 2014,, 20:08

Published 19 марта 2014,, 20:08

Modified 8 марта, 04:32

Updated 8 марта, 04:32

Перезагрузка ОП в Подмосковье споткнулась о голосование

Перезагрузка ОП в Подмосковье споткнулась о голосование

19 марта 2014, 20:08
В Подмосковье полным ходом идет переформатирование Общественных палат, затеянное федеральными властями и подхваченное областными. Необходимость распустить старые ОП и созвать новые определенно назрела, так как эти органы взаимодействия народа с властью давно перестали быть рабочими практически во всех муниципалитетах.

Для справки: переформатирование Общественных палат Подмосковья стартовало 1 февраля 2014 года и первоначально должно было завершиться 30 апреля. Как сообщается на сайте, специально созданном для осуществления этой процедуры, весь процесс разбит на три этапа: выдвижение кандидатов, обсуждение и утверждение. Выдвижение кандидатов в общественные палаты производилось от общественных и иных некоммерческих объединений, от инициативных групп, а также в индивидуальном порядке. Сейчас идет второй этап, который в итоге свелся больше не к обсуждению, а к так называемому рейтинговому голосованию, проводящемуся двумя способами: онлайн и очно – с помощью купонов. Третий этап – утверждение отобранных кандидатов одной из трех инстанций: губернатором МО (с помощью профсоюзов и регионального отделения «Народного фронта»), муниципальными Советами депутатов и Общественной палатой региона (каждая инстанция утверждает треть списка кандидатов).

Отметим, что первый этап переформатирования палат прошел без громких скандалов. В итоговых списках оказалось довольно много гражданских активистов – людей, которые уже фактически выполняют функцию посредников между жителями МО и властью, отстаивая интересы первых. Так, в Одинцовском районе на 45 мест в ОП выдвинулись 584 кандидата, в Железнодорожном – 411. Сложности начались на втором этапе – при голосовании. Спорность процедуры и ее вольная трактовка на местах становятся очевидными даже для самых неподготовленных наблюдателей.

Например, некоторые жители подмосковного города Королева, где уровень доверия населения к власти достиг критического минимума, сообщают, что их фактически лишили возможности участвовать в выборах: субботний номер городской газеты «Калининградская правда» со списком кандидатов и купоном им принесли в воскресенье днем, уже после завершения голосования по этим самым купонам. Несмотря на это многие королевцы проявили активность и все-таки пошли ставить галочки за членов ОП. Но, как рассказали «НИ» активисты города, обстановка в Доме культуры «Костино» мало походила на выборы: купоны раздавались всем подряд, по несколько штук в руки, при этом никто не требовал от горожан зарегистрироваться, предъявить паспорта. Люди также замечали, что некоторые голосующие пришли в ДК с уже готовыми пачками купонов и опустили их в урны.

Интересно, что тот же Королев несколькими днями ранее оскандалился публикацией в Интернете списков кандидатов в ОП, в котором 45 фамилий были выделены полужирным шрифтом. Отметим, что в городской Палате будет именно 45 мест, и на каждое претендуют не менее 4 человек. Среди отмеченных оказались члены ОП предыдущего созыва, бывшие чиновники, работники МУПов и люди, связанные с ТИК. Ни одного борца с агрессивной застройкой города, за сохранение памятников культуры или за экологию в «полужирный список» не попало. Местные активисты сделали вывод, что власти отметили в списке желательный состав будущей Общественной палаты. Впрочем, свою оплошность администрация Королева заметила довольно быстро – уже на следующий день перечень был обновлен, все выделения сняты.

Как объяснил корреспонденту газеты начальник Управления по информационной политике и общественным связям администрации Королева Геннадий Тюмин, история с некорректным списком произошла потому, что городские власти получили четкое указание от областной Общественной палаты не вмешиваться в процесс переформатирования. Списки кандидатов собирались инициативной группой в трех разных пунктах города, а потом механически соединялись в одну таблицу. Видимо, поэтому часть шрифтов не совпала. Пресс-служба намеренно не корректировала их, чтобы случайно не исказить информацию. Сведения о запоздалом выходе газеты Тюмин опроверг, уточнив, что она поступает в продажу в субботу в 8 утра, и все желающие имели возможность своевременно приобрести номер с купонами и списком кандидатов. А по поводу воскресного рейтингового голосования чиновник сообщил, что в распоряжении областной ОП о порядке проведения мероприятия не было пункта о необходимости регистрировать горожан по паспортам. Пачки купонов Тюмин объяснил активностью общественности, которая вела заранее большую подготовительную работу к голосованию и, видимо, просто делегировала своих представителей опустить собранные купоны в урну.

В настоящее время спорный выборный этап переформатирования ОП Подмосковья из-за технического сбоя на сайте голосования продлен до 20 апреля. Но у активистов возникает много вопросов и к третьему этапу процедуры – одобрению списка новых членов палат высшими инстанциями. То есть избранная с помощью народного голосования кандидатура может быть не утверждена каким-либо из этих органов. Многие ли из активистов - тех, кто действительно пытается решить какие-то проблемы в городах, проводит собрания и опросы, бегает с бумажками по инстанциям, отстаивает интересы каких-то групп населения, - в итоге дойдут до финиша и попадут в легитимный орган по обеспечению коммуникации между народом и властью? Есть ли вообще смысл в переформатировании ОП? «НИ» поинтересовались мнением на этот счет экспертов и лидеров подмосковных общественных движений.

Председатель Московского областного правозащитного движения «Наши города» Юрий Кузьмин считает, что перезагрузка Общественных палат происходит на фоне девальвирования института депутатства. «Для прикрытия часто незаконных действий чиновников необходим новый «буфер». За три года существования ОП он успешно испытан, и сейчас идет попытка ввести этот инструмент в юридическое поле. Возможность смешать эти планы есть только одна – провести как можно больше честных и неравнодушных людей в эту структуру. Шансов мало, очень мало, но пока существует хотя бы 1 из 1000, необходимо пытаться», - отмечает правозащитник.

«Формируемые органы призваны контролировать исполнительную власть на местах, которая погрязла в коррупции. Так называемые «хунвейбины» нового режима. А для чего тогда всенародно избранные не на основании «купонной демократии» представительные органы? А для чего свежесозданные контрольно-счетные платы муниципалитетов? Для чего же, наконец, прокуратура, Следственный комитет и МВД? Обществу предлагают очередную фальшивку, подделку «выраженного народного мнения», дубликат системы органов местного самоуправления, - считает депутат Совета депутатов Серпуховского района Николай Дижур. - Ведь избиратель уже единожды избрал наделенные правами и полномочиями органы МСУ. Для чего же ему еще раз предлагается проголосовать?»

«Нельзя развивать общественный контроль, при этом нарушая основные принципы самостоятельности и независимости местного самоуправления в России, - уверен председатель Общественного совета химкинского микрорайона Левобережный Дмитрий Мышкин, имея в виду механизм формирования одной трети состава муниципальных общественных палат губернатором Подмосковья. - Также недопустимо давать одним общественным организациям (ОНФ и профсоюзы) преференции перед другими и, более того, закреплять это официальными нормативными правовыми актами (решения Советов депутатов по ОП). Переформатировать палаты нужно, но забивать гвозди лбом, как это делается сейчас - это неправильно. Ведь подобным форматированием подрываются основы гражданского общества. Какой это общественный контроль? Это формирование новых отрядов «хунвэйбинов». Наверное, на это рассчитывают деятели из правительства МО».

«Механизм общественного контроля за действиями исполнительной власти, легимитизированный самим президентом, но неотработанный в практической реализации, может стать очень эффективным инструментом для политического рейдерства, - такое отношение к переформатированию ОП выражает руководитель Лаборатории политических и социальных технологий Алексей Неживой. - Учитывая же специфику Московской области - до сих пор неудачную практику плодотворного сотрудничества региональной власти с заинтересованной общественностью, коррупцию на муниципальном уровне, оставшуюся в наследство со времен Громова (то же ведь общепризнанный факт) - я могу предположить, что первый блин будет комом! У меня уже была по этому поводу дискуссия с некоторыми кремлевскими технологами. Я твердо уверен, что если Кремль хочет создать механизм эффективного независимого контроля со стороны общественности за региональными и муниципальными властями, то заниматься его созданием в регионах должны люди, полностью независимые от исполнительной власти региона, и люди, вообще не имеющие политических интересов в регионе. Еще раз повторюсь, что проблема в том, что механизм описан очень схематично - пока это только проект. И он тем более он не описан ни в Конституции, ни в каком либо законе, а по факту для его реализации надо разрабатывать специальный хорошо проработанный закон».

Валерия Нодельман

"