Posted 20 марта 2008,, 07:54

Published 20 марта 2008,, 07:54

Modified 8 марта, 08:05

Updated 8 марта, 08:05

Иранский Новый год: история и традиции

Иранский Новый год: история и традиции

20 марта 2008, 07:54
Иранский Новый год: история и традиции

В Исламской Республике Иран в четверг отмечают наступление Нового года по солнечному календарю и приход весны - Ноуруз («Новый день»).

В соответствии с официальным летоисчислением Ирана, новый, 1387 год наступил утром 20 марта и будет длиться до 20 марта 2009 года.

Праздник Ноуруз уходит своими корнями в доисламский период иранской истории, когда древние персы поклонялись верховному богу Ахура Мазде и его пророку Заратуштре. Однако после прихода ислама в Иран вместе с завоевателями-арабами в VII веке зороастризм постепенно стал сдавать свои позиции.

Тем не менее Ноуруз, бывший до VII века главным государственным праздником, сохранился и успешно вписался в новые реалии, равно как и весь иранский солнечный календарь, где названия месяцев носят имена доисламских божеств или духов.

По традиции на новогодние праздники многие тегеранцы уезжают из столицы и проводят выходные, путешествуя по стране. Одни выезжают в Шираз, Исфаган, Мешхед, Кум - в города, где находятся священные для иранцев места паломничества. Другие предпочитают проводить новогодние каникулы на побережье Каспийского моря или Персидского залива.

До воскресенья все государственные и частные учреждения ушли на новогодние каникулы, однако неофициальные выходные продлятся около двух недель - до 2 апреля, добавляет РИА «Новости».

Ноуруз - праздник весны, весеннего равноденствия, когда Солнце находится в созвездии Овна. Согласно представлениям древних иранцев весь мир был сотворен именно в момент восхода Солнца из головы Овна, и именно в это время происходило отделение света от тьмы, дня от ночи, добра от зла.

За несколько дней до Ноуруза на улицах и площадях разных городов появляются люди, оповещающие о приходе праздника. Этих людей называют Аму Ноуруз или Хаджи Ноуруз. Они имеют специальную церемониальную одежду красного цвета, с остроконечным головным убором, лицо красят специальной мазью черного цвета и с гуслями в руках идут по улицам и дворам, читая стихи и поя песни.

Выращивание зелени (сабзэ): За несколько дней до праздника хозяйка дома и дети в специальной посуде выращивают всходы пшеницы, бобов и гороха. Зелень считается необходимым элементом праздничного стола, поэтому ее очень аккуратно и искусно украшают разноцветными лентами с преобладанием красного цвета.

Перед наступлением Ноуруза хозяйки накрывают праздничный стол, что, как полагают исследователи, имеет своим прообразом угощения, приготовляемые в далекой древности для фраваши. Праздничный стол в Ноуруз - традиция, соблюдаемая не только зороастрийцами, но и вообще всеми иранцами, вне зависимости от их религиозной принадлежности. Возможно, он так же является отголоском обычая щедрых даров, которые подданные в древности подносили на Новый Год персидскому царю.

Все, что выставляется на праздничный стол так или иначе, связано с символикой весеннего перерождения, плодородия, процветания, веселья и радости. Выставляемые кушанья известны как «Хафт Син», или «Семь С», так как делятся на семь групп, название каждой из которых начинается на букву «с». Стандартного набора продуктов, входящих в каждую группу не имеется, но обычно группы следующие:

«сабзэ» - зеленые проросшие ростки пшеницы, гороха или ячменя;

«саману» - пудинг из проросших хлебных злаков;

«сэркэ» - уксус;

«сиб» - яблоки;

«сир» - чеснок;

«сумах» - измельченная приправа;

«сэнджэд» - мелкие фрукты.

"