Posted 19 марта 2006,, 21:00

Published 19 марта 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:09

Updated 8 марта, 09:09

Друг ты мой единственный

Друг ты мой единственный

19 марта 2006, 21:00
Вчера Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) опубликовал результаты социологического опроса, посвященного дружбе. Результаты исследования говорят о том, что дружба так же подвержена духу нынешнего времени, как и более приземленные понятия. Лишь для 30 % опрошенных дружеские отношения предполагают абсолютное доверие во всем,

Опрос о дружбе в современной России, результаты которого только что опубликованы ФОМом, уместно озаглавить «Кругом шестнадцать (плюс-минус 1 процент)». У 16 % наших сограждан есть один-единственный друг, у 16 % – ни одного. 16 % встречаются с друзьями каждый день, причем у такого же числа респондентов друзей больше пяти. Раз в неделю общаются с другом 15 %, от одного до трех раз в месяц – 17%. На этой цифре зашкаливают ответы на вопросы: «Есть ли у вас друг (подруга) намного старше вас? Намного богаче вас? Намного выше вас по образованию?» Правда, отрицательные ответы на эти вопросы дали от 49 до 55 %, но повторение при ответах «Да» одного и того же числа, похоже, говорит о тенденции. Как считают эксперты ФОМа, «высокий статус дружеских отношений люди склонны присваивать прежде всего отношениям с теми, кто прочнее стоит на ногах, большего добился, обладает более богатым жизненным опытом». Иными словами, шестая часть россиян предпочитают необременительный вариант дружеских отношений. Неудивительно, что каждый десятый респондент, говоря о дружбе, имеет в виду «совместное проведение досуга». При этом всего-навсего 1 % от общего числа опрошенных верит в бескорыстную дружбу.

Цифра, вопреки утверждениям, не такая уж упрямая вещь. Поскольку подойти к ней можно с двух сторон. С одной стороны, приятно, что для 40 % участников опроса дружба – это взаимопомощь, преданность, верность, а для 30 % – честность, порядочность, доверие. 40 + 30 = 70. Вроде бы есть повод хором спеть: «Я, ты, он, она – вместе целая страна». Однако если вспомнить о жалком одном проценте бескорыстных, охота петь сразу пропадает. Ведь получается, что три четверти способных дружить и осуществляющих эту свою способность на практике в действительности лишь расплачиваются за предоставляемые услуги: ты, мол, докажи свою порядочность и верность, и тогда за мной тоже не заржавеет... Вот и думай, много или мало – 40 %, для кого «дружба – это святое!».

Песен о дружбе сложено, пожалуй, не меньше, чем о любви. К примеру, Булат Окуджава призывал: «Давайте понимать друг друга с полуслова,/ чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова!» Увы, этому призыву сегодня в России внемлют не более 15 %. Именно столько респондентов ФОМа, характеризуя дружбу, говорили о взаимопонимании, общности взглядов, интересов, жизненной позиции, буквально цитируя Окуджаву: «Дружба – это значит понимать друг друга с полуслова».

Пожалуй, самая любопытная по результатам часть исследования связана с выяснением проблемы, которой в годы «оттепели» посвящались жаркие диспуты в школах: а возможна ли дружба мальчика и девочки? Ни о каких «гендерных исследованиях», опирающихся на то, что «мужественность и женственность являются не только признаками конкретных биологических организмов, но и социально и культурно обусловленными конструктами», в 50–60-х никто слыхом не слыхивал, но дружба уже тогда четко делилась по половому признаку. Делится, как выяснилось, и сегодня. Представление, что мужчины и женщины дружат по-разному, разделяет половина опрошенных ФОМом. Чаще в этом убеждены молодые респонденты, нежели пожилые (58% и 39% соответственно). Отвечая на вопрос: «Есть ли у вас друзья противоположного пола?» радостно кивнули 40 % (мужчин и женщин – соответственно 41 и 39 %), отрицательно помотали головой 42 % (среди мужчин – 38 %, среди женщин – 45 %). «Хорошо, – сказали социологи, – ну, а что такое мужская дружба? И что такое женская?». Выяснилось, что в мужской дружбе, на взгляд опрошенных, «более значим не эмоциональный контакт, а акцент на реальное дело, поступок, в котором эта дружба находит наиболее полное выражение: «Мужики если дружат, то до конца». Верность (10 %), прочность (8 %) и честность (7 %) – вот слова, которые мужики могли бы начертать на своем знамени в качестве девиза.

Правда, четвертую позицию в реестре неотъемлемых признаков мужской дружбы заняла «совместная выпивка» (3 %). Что касается дружбы женской, то к ней респонденты (причем обоих полов) относятся с большей долей скепсиса. В ее основе лежат не понятия о долге и чести, но эмоции. Для 13 % женщины дружат с целью «поговорить по душам», «поделиться сокровенным», «оказать психологическую поддержку». В то, что женской дружбе присущи преданность, прочность, верят лишь 5 %. Столько же видят в ее основе скрытую зависть и тайное соперничество, для 4 % она чревата склонностью к ссорам, ничего, кроме болтовни и сплетен, в ней не обнаруживают 3 %, а еще 2 % говорят: «Женской дружбы не бывает».

В общем, как видим, дружба – не такая уж незыблемая скала, как поется в песнях. Сегодня, когда вообще подвергается сомнению и пересмотру все и вся, и дружба дает трещины. Две трети опрошенных заявили, что с лучшим другом они связаны с детских или юношеских лет. Оставшаяся треть сменила лучших друзей вместе с гардеробом в последние годы. Вот и верь после этого в то, что «старый друг – лучше новых двух»!

"