Posted 20 января 2022,, 09:29

Published 20 января 2022,, 09:29

Modified 7 марта, 12:58

Updated 7 марта, 12:58

За Сартра – ответишь! Продолжается суд над блогером, процитировавшим философа

За Сартра – ответишь! Продолжается суд над блогером, процитировавшим философа

20 января 2022, 09:29
Фото: Фото: Соцсети
Ретивые российские силовики замахнулись уже и на знаменитого французского философа, так что, вероятно, скоро дело дойдет и до русских классиков
Сюжет
Суды

Сергей Баймухаметов

На 20 января назначено возобновление суда, начатого и отложенного 12 января, над членом КПРФ, депутатом Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексеем Филипповым. Он, конечно, заслуживает порицания, но тут - юридическая сложность.

«ВКонтакте», в паблике «Коммунисты Могилёвщины», 6 января 2017 года появилась запись «Любой антикоммунист - сволочь» с фотографией Жан-Поля Сартра и ссылкой на него. В апреле того же года Алексей Филиппов сделал репост этой записи на своей странице «ВКонтакте». Через 3 года, в 2020-м, запись увидела прокуратура и возбудила дело по статье 20.3.1 Кодекса об административных правонарушениях: «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства».

Произведения Сартра в переводе на русский, из которого взята цитата, прокуратура не нашла, и потому пришла к выводу: «Приписывается философу».

Также прокуратура провела в социальных сетях мониторинг публикаций с этой цитатой - и направила материалы для проверки в Главное управление по противодействию экстремизму МВД России. Получен результат: 15 лиц, разместивших данную цитату, находятся за пределами РФ, а 28 - на ее территории.

Большая работа проведена за полтора года. Все – при деле.

Как известно, французский философ и писатель Жан-Поль Сартр, лауреат Нобелевской премии 1964 года по литературе, был марксистом, умеренным коммунистом по убеждениям, но в партию не вступал. В 1961 году, в статье «Морис Мерло-Понти жив», посвященной ушедшему из жизни другу, он писал, что у них были, конечно, споры и разногласия, но они сходились в том, что…

Адвокаты Филиппова нашли эту статью, опубликованную на языке оригинала, обратились в обыкновенное бюро перевода и получили такой текст: «Последние звенья были разорваны, мое видение изменилось: антикоммунист — это пес (собака, паскуда), и я больше никогда не отрекусь от этой точки зрения».

Поскольку в русском языке один из синонимов «паскуды» - «сволочь», то пост «Коммунистов Могилёвщины» и Филиппова – цитата из классика мировой литературы. Не внесенная в РФ в список экстремистских материалов, а значит – правомерная?

Ни в коем случае не оправдываю, а, наоборот – осуждаю и Сартра, и коммунистов Могилёвщины, и Филиппова. Такие инвективы - неприемлемы в современном человеческом сообществе, где все политические партии уживаются со всеми на парламентских началах. Понравится ли Филиппову, если завтра антикоммунисты найдут цитату и выйдут с плакатом: «Все коммунисты - .......», и так далее?

Но в данном случае речь о сугубой формальности – о цитировании. Как быть? Пусть цитирование остается на совести цитирующего? Или же держать над ним меч Уголовного и Административного кодекса?

Как быть с русскими классиками? Кого ни возьми – так при желании можно записать в русофобы и экстремисты, статья 282 («Экстремизм») по ним плачет.

Начиная, как водится, с Пушкина, который обращался к другу Петру Вяземскому: «Я, конечно, презираю Отечество мое с головы до ног... Ты, который не на привязи, как можешь ты оставаться в России?»

А Лермонтов с его стихами?

«Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, послушный им народ…»

Лев Толстой: «Рабство людей происходит от узаконений, узаконения же устанавливаются правительствами, и потому освобождение людей от рабства возможно только через уничтожение правительств».

Композитор Михаил Глинка, по воспоминаниям его сестры, «27 апреля 1856 года, уезжая из России в Германию… крикнул: «Дай Бог мне никогда больше не видеть этой мерзкой страны и ее людей» - и шагнул под шлагбаум».

Славянофил, один из столпов славянофильства (!) Иван Аксаков писал родным: «Ах, как тяжело, как невыносимо тяжело порою жить в России, в этой вонючей среде грязи, пошлости, лжи, обманов, злоупотреблений, добрых малых мерзавцев, хлебосолов-взяточников, гостеприимных плутов - отцов и благодетелей взяточников!»

Максим Горький в «Несвоевременных мыслях» (1918 год) констатировал: «Вожди народа» не скрывают своего намерения зажечь из сырых русских поленьев костер, огонь которого осветил бы западный мир… Костер зажгли, он горит плохо, воняет Русью, грязненькой, пьяной и жестокой»

И как теперь со всем этим быть – в свете прокуратур, следственных комитетов, управлений по противодействию экстремизму и прочих, и прочих?

Если следовать действующей логике и действующей букве закона – заносить в список экстремистских материалов. Русская литература велика - большой том может получиться. Избранное Министерства юстиции РФ.

"