Posted 19 января 2011,, 21:00

Published 19 января 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:26

Updated 8 марта, 06:26

По Москве – с ветерком

По Москве – с ветерком

19 января 2011, 21:00
По Москве – с ветерком

То, что происходит в системе московского такси со времен Юрия Лужкова, не устраивало ни профессиональных водителей, ни многочисленных пассажиров. Небритые личности, приехавшие в столицу из разных регионов страны, мчатся по улицам города на десятках тысяч ржавых «Жигулей», обирают горожан, совершают ДТП, паркуются где ни попадя. В начале недели мэр столицы Сергей Собянин и его заместитель по транспорту и дорожному строительству Николай Лямов объявили, что намерены серьезно изменить ситуацию. В планах руководства города особенно подкупает то, что все санкции, в частности штрафы за нелегальный извоз, предлагается внести в административное законодательство России через Госдуму. Нынешний градоначальник, похоже, точно выполняет напутствие президента нашей страны Дмитрия Медведева: «Самое главное – привести московское законодательство в соответствие с федеральным». Этот путь – через российский парламент – кардинально отличается от курса бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова, который большинство распоряжений подписывал в тишине кабинетов. То, что распоряжения противоречили федеральным законам, выяснялось потом, когда автомобилисты подавали в суд.

Впрочем, серьезные шаги будут сделаны и без участия Госдумы. В частности, предлагается отселить «бомбил» от выходов из аэропортов и вокзалов, а легальные такси – сверкающие желтые авто с «шашечкой» на боку – максимально приблизить к приехавшим и прилетевшим пассажирам. На основных магистралях столицы предлагается сделать так называемые выделенные полосы. По ним полетят не только троллейбусы и автобусы, но и городские такси. Радует в планах мэрии и то, что будет создана единая справочная служба, унифицированная система подготовки кадров для работы в такси. Столичные власти сделают реестр перевозчиков, его члены должны будут следить за безопасностью автомобиля, на котором нанесен спецзнак «Московское городское такси». Кроме того, компании обяжут регулярно проверять водителей на знание русского языка, следить за их умением ориентироваться на улицах города, так что, надеюсь, слов: «Дорогу знаешь – повезу», – пассажиры больше не услышат. Помимо этого, в Москве появятся специальные площадки, сделанные по зарубежному образцу: клиент нажимает кнопку и через несколько минут к нему подъезжает такси. В дополнение городские власти предлагают сделать налоговые льготы для легальных перевозчиков, дать им право бесплатно пользоваться специальными городскими стоянками.

Соответствуют ли такие планы Конституции? Несомненно. Давайте вспомним наш главный упрек Юрию Лужкову: он нарушал часть 3 статьи 55 Конституции, где сказано: «Права человека и гражданина в исключительном случае могут быть ограничены только федеральным законом». Штрафы как раз и будут вводиться через парламент. А вот для улучшения прав граждан в Госдуму можно и не обращаться, для этого достаточно городских нормативных актов. Я думаю, что замечаний по документам о московских такси не будет, поскольку их юридическая чистота специалисту по административному праву видна. К тому же нас не будут заталкивать в обновленное московское такси силой. Этот вид транспорта собираются сделать привлекательным, используя для этого юридические, экономические, психологические и эстетические рычаги. Если все это будет реализовано (а у меня сомнений пока нет), то спустя несколько месяцев, я думаю, слова «на такси – с ветерком» из журналистской метафоры станут реальностью.

Автор – почетный адвокат РФ, вице-президент Движения автомобилистов России

"