Posted 19 января 2004,, 21:00

Published 19 января 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

Аммиачные ванны Тамани

Аммиачные ванны Тамани

19 января 2004, 21:00
На мысе Железный Рог полным ходом идет возведение терминала для перегрузки на танкеры жидкого аммиака. Стройка не остановилась ни на день, хотя в первых числах января стяжка над основанием одной из емкостей хранилища дала трещину, что может иметь серьезные экологические последствия. Тамань – единственное место на Черно

По предварительной информации причиной аварии стало грубое нарушение технологии строительства. Независимые эксперты-экологи считают, что подобное на стройке – обычное дело. Работы ведут то солдаты-железнодорожники, то китайские гастарбайтеры, завезенные компанией «Росстрой», подрядчиком строительства.

После распада СССР крупнейшее в стране предприятие по производству сырья для минеральных удобрений «Тольяттиазот» оказалось в сложной ситуации: все комплексы по перегрузке жидкого аммиака остались в портах Украины, за транзит «незалежные соседи» цены взвинтили безбожные. Тогда кто-то и высмотрел на карте свободный от промышленных объектов клочок Черноморского побережья. Против строительства набралось много аргументов, каждый из которых заслуживал внимания: глинистые, неустойчивые почвы, повышенная сейсмичность, активный вулканизм. Наконец, то, что многие россияне предпочитают отдых в Тамани поездкам на более известные курорты из-за неповторимой атмосферы провинциального покоя. Мало где можно, как здесь, наедине с самим собой, послушать шум волн, сохранить на память обломок древнегреческой амфоры. А для местного населения все это – гарантированный кусок хлеба. Вот почему в первых рядах противников строительства терминала оказалось станичное казачье общество во главе с атаманом Геннадием Майковым.

Краевые же и районные власти, напротив, были в восхищении от проекта, успокаивая станичников со страниц газет: объект выдержит не то что землетрясение – чуть ли не ядерный взрыв. Солдаты железнодорожных войск единым махом протянули на стройку ветку от трассы, по ней пошли первые поезда. И тут – первое ЧП: с рельсов сошли тепловоз и несколько вагонов, поплыла наспех сделанная насыпь. На вопрос экологов, что было бы, если бы поезд перевозил цистерны с аммиаком, строители не ответили, зато в местной прессе «зеленых» обвинили в предательстве национальных интересов. «Не украинские ли конкуренты «Тольяттиазота» финансируют экологов?» – зловеще вопрошали краевые чиновники.

Новый год – новые тревоги. То обстоятельство, что основание фундамента дало трещину без каких-либо внешних воздействий, говорит о многом. Экологи требуют провести независимую экспертизу. Циркулируют упорные слухи о том, что на первом этапе строительства процветало ничем не прикрытое воровство стройматериалов, применялся более дешевый бетон. Да и укладка его проводилась в морозы.

Китайские строители готовятся к монтажу емкостей. «Тольяттиазот» не считает нужным информировать местных жителей о ходе стройки: мол, нечего бояться, работы ведутся в чистом поле, в дикой степи. А то, что в результате «нештатного выброса» может погибнуть все живое в радиусе многих километров, их не волнует. Михаил Лермонтов, обессмертивший Тамань в литературе, назвал ее тем не менее «самым скверным городишком» на юге России. Долгое время при всем уважении к классику нельзя было не признать, что его крылатая фраза утратила актуальность: «самый скверный городишко» преобразился в ухоженную, чистую, тихую станицу. Увы, дурная репутация к Тамани может вернуться в ближайшее время. На карте России будет уже не скверный городишко, а город-призрак.

По словам пресс-секретаря строительства Валентины Пономаревой, «проект аммиачного терминала на Тамани прошел государственную экологическую экспертизу, и все работы ведутся в соответствии со всеми необходимыми нормами безопасности».

«Железный Рог»

Аммиачный терминал на Тамани – временное название строящегося близ поселка Волна с 1999 года порта с условным названием «Железный Рог», который должен стать в будущем крупнейшей в Европе нефтехимической перевалочной базой. Согласно проекту, порт представляет собой вынесенную в море платформу, на которой будут находиться гигантские емкости. Из них в танкеры будут перегружаться различные нефтехимические грузы – сжиженный аммиак, нефть, нефтепродукты, метанол, каустик и сера. Кроме «Тольяттиазот», в строительстве принимают участие российские компании «Таманьнефтегаз», «Тамань-Транзит» и международная компания Royal Vopab. Нефтехимический порт к 2015 году должен выйти на годовой объем 31,5 млн. тонн, из которых на аммикак придется не менее 6 млн. тонн.

"