Posted 18 декабря 2012,, 20:00

Published 18 декабря 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:20

Updated 8 марта, 05:20

Директор музея-панорамы «Бородинская битва» Владимир Преснов

Директор музея-панорамы «Бородинская битва» Владимир Преснов

18 декабря 2012, 20:00
В этот четверг в музее-панораме «Бородинская битва» откроется выставка «Бал-маскарад на Кутузовском». Организаторы обещают, что посетители музея смогут окунуться в атмосферу придворных балов XIX века. Выставка проходит в рамках празднования в этом году 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года. Директор музея-па

– В сентябре Россия отметила 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года. Празднование удалось?

– Юбилей удался. Теперь надо достойно закончить этот год. Как ни странно, но произойдет это 7 января 2013 года. В этот день мы традиционно отмечаем окончание войны 1812 года, а до смены летоисчисления это было в Рождество 25 декабря. Программа праздника включает зачитывание манифеста об окончании войны, возложение венков к памятнику Михаила Кутузова и концерт. В следующем году мы будем вспоминать заграничные походы русской армии 1813–1814 годов, когда шли боевые действия по освобождению Европы от войск Наполеона. Так будем идти до 2014 года до самого Парижа.

– Вы не боитесь, что юбилейные годы пройдут, и о победе в войне 1812 года забудут до следующего 2112 года?

– Конечно, люди устают от юбилеев. Но надо сказать, что посещаемость музея-панорамы достаточно стабильна, так что за популярность мы сильно не волнуемся. Тематика Отечественной войны 1812 года представлена в школьной программе: в начальной школе дети изучают стихотворение Михаила Лермонтова «Бородино», потом в курсе истории в средних классах и в романе Льва Толстого «Война и мир». Многие учителя не ленятся и приводят к нам своих учеников.

– К юбилею были выделены серьезные средства на ремонт музея. Их хватило?

– В рамках целевой программы московского правительства была создана новая музейная экспозиция, проведена реставрация полотна панорамы, здание музея было приспособлено для посещения его маломобильными группами населения. Дополнительно проведена реконструкция Кутузовской избы. Средства были направлены большие, все они с толком потрачены. Музей, на мой взгляд, получился современным. К примеру, сейчас у нас в экспозиции помимо традиционных этикеток с описанием представленных экспонатов установлены QR-коды. С их помощью посетители могут читать всю необходимую информацию о выставке со своих электронных гаджетов. Также у нас есть Wi-Fi. К сожалению, в музее отсутствуют рекреационные зоны, но таковы архитектурные особенности здания 1962 года.

– То есть архитекторы прошлого столетия не могли предположить, каким путем сегодня пойдут музеи?

– В основу проекта здания, конечно же, закладывался другой принцип. К тому же со временем музей-панорама сформировал богатейшую коллекцию, которую мы хотим показать посетителям, и все свободные площади ушли как раз на это.

– Среди историков есть такая точка зрения, что битва при Бородино не была выиграна. Тогда зачем мы ее отмечаем?

– Я вам скажу больше. Некоторые российские, а также зарубежные историки вообще считают, что и война была нами проиграна. Даже несмотря на тот факт, что мы вошли в Париж. Пусть историки спорят, каждый имеет право на свое мнение, но мы основываемся на фактах и на здравом смысле. Важно, как Бородинскую битву впоследствии оценивает не только историческая наука, но и люди. Это сражение на тот момент всколыхнуло небывалый подъем патриотических чувств. Говорить о том, что Наполеон ушел сам, просто так, на мой взгляд, нелепо. Если разбирать эту битву по всем канонам и правилам исторической науки, то говорить о победе в Бородинском сражении, наверное, не приходится, говорить о проигрыше тоже, а, пользуясь спортивным языком, говорить, что была «ничья», тоже будет не совсем корректно. Надо помнить те огромные человеческие жертвы, которые понесла та и другая сторона. Как сказал сам Наполеон, «русские стяжали право быть непобедимыми». Для нас Бородино – это победа, пусть не военная, но нравственная однозначно. Надо помнить о причинах войны и о том, зачем Наполеон пошел на нас. Для него задача поработить не стояла, на мой взгляд. Как-то мой сын мне задал такой же вопрос. Он сказал, что не видит в этом ничего плохого, так как мы бы ели вкусную французскую еду, пили прекрасное вино и прочее. Но я ему сказал, что виноградники у нас все равно бы не выросли, а в Крыму у нас и без французов хорошее вино. Тем более что сегодня мир сильно изменился, мы можем в любом супермаркете купить качественное французское вино. Вопрос в другом. У каждого народа должна быть своя история, и Россия не может жить по правилам французского народа. Вспомните, тогда почти вся Европа была под Наполеоном, но кончилось все тем, что каждый народ получил свободу и возможность самоопределения. Кстати сказать, в то время наша страна шла по западному пути развития. Если вы помните, то французский язык в высших кругах был нормой. В романе «Война и мир» описывается, как девушки удивлялись, как можно изъясняться о любви по-русски, когда ввели запрет на французскую речь. Но мы же все-таки нашли слова для этого состояния души.

– Что вы можете сказать об обществе потомков героев войны 1812 года?

– Общество потомков несет определенную культуру и знания. С одной стороны, обобщенное понятие об истории, а с другой – личные истории каждой семьи о своем предке. Большая история может даже забыть этого человека. Подумаешь, рядовой Иванов где-то сражался, где-то погиб, в учебнике об этом не напишешь. Общество потомков хранит память о своих предках.

– Какие есть заблуждения по поводу этой войны?

– Одно из самых распространенных заблуждений – это о лютой зиме, когда говорят, что не мы победили французов, а генерал Мороз. Также некоторые говорят и о Великой Отечественной войне. Ну ни на что мы не способны, русские! Зима только нас спасает. Это большое заблуждение, так как фактически лютого мороза не было. Если читать метеорологические сводки в старых газетах, то о серьезных морозах можно говорить только в конце войны, в ноябре 1812 года. Кроме того, образы о войне у нас зачастую складываются не из официальных документов, а из таких кинофильмов, как «Гусарская баллада». И по кино кажется, что военные того времени только танцевали на балах и целовали руки дамам. Конечно, это был галантный век, но были и суровые солдатские будни. Другое заблуждение заключается в том, что мы упустили войну. Некоторые историки говорят, что мы даже не знали, что Наполеон на нас нападет. Мы всё знали, но надеялись, что этого все же не случится.

– Кому выгодно заблуждение о суровой зиме?

– Тогда оно было выгодно в первую очередь Наполеону. Ему надо было оправдать неудачу кампании. Он не добился в России того, чего хотел. Даже заняв Москву, он не выиграл войну. Император Александр I не подписал с ним мир. А холодная зима – это хорошее оправдание перед собой и перед мировой историей. Когда Наполеон писал свои мемуары для потомков на острове Святой Елены, он хотел оправдать свою гениальность перед поражением в России. Помимо заблуждений есть еще и спорные моменты. Например, у историков расходятся мнения о причинах пожара Москвы. Кто-то считает, что пожар устроили мы, кто-то говорит, что это сделали французы, третьи говорят, что это была случайность. Здесь, должно быть, все точки зрения верны. Пожар Москвы произвел потрясающий резонанс во всем мире. Французы заняли древнюю столицу, а мы вместо того чтобы ее отдать, как это делали до нас все европейские государства, ее не оставили врагу и все сожгли. Мир был потрясен, что русские не пожалели богатств, не стали считать деньги, а все спалили.

– Россия так бурно празднует победы в войнах, потому что это единственное чем мы можем гордиться?

– История нашей страны – это не только большие поражения и постоянный эксперимент, который проводят с нами. Но это и великие победы, за которые Россию в мире знают и уважают как государство, которое никому не удавалось поработить. Благодаря этому мы сегодня – большая страна, у которой достаточно силы, чтобы проводить свою политику в мире. Да, может быть, за это нас не так любят, но во всяком случае нас уважают, и это тоже немаловажно.

– Почему нас не любят?

– По разным причинам. У каждого человека или государства есть определенный имидж. Например, по стереотипу мы считаем французов галантными кавалерами и жадинами. А если мы почитаем, что французы сами пишут о себе, то мы увидим, что у них есть масса положительных и отрицательных качеств, которые есть и у нас. Стереотип о русских говорит, что мы хитрые, злобные, грубоватые и мало улыбаемся. Действительно, мы не улыбаемся друг другу, поэтому создается ощущение, что мы закрытые и что-то скрываем. Когда мы выезжаем за границу, то видим, как люди улыбаются и здороваются. А мы обычно на них смотрим с мыслью, а чего-то они вдруг улыбаются?

– На ваш взгляд, почему мы не улыбаемся?

– Возможно, это свойство всех северных народов. Но почему мы невежливые, это действительно хороший вопрос. Если мы поедем в Финляндию или Швецию, то увидим, что они, возможно, и не так часто улыбаются, но во всяком случае поздороваются и «спасибо» скажут обязательно. А мы привыкли «спасибо» заменять междометиями. Мы стесняемся быть вежливыми и говорить добрые слова друг другу без подозрений.

"