Posted 18 декабря 2007,, 21:00

Published 18 декабря 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:13

Updated 8 марта, 08:13

Оправдание по-русски

18 декабря 2007, 21:00
Согласно последним социологическим исследованиям «Левада-Центра», 60% россиян не верят в то, что рядовой человек в России может рассчитывать на справедливый суд. Подобное отношение населения к судебной системе объясняется просто: число оправдательных приговоров, выносимых судами, – меньше одного процента. Эксперты убеж
Сюжет
Суды

Адвокаты окрестили подобные решения судов «оправданием по-русски». Если подсудимый во время следствия и суда находился под стражей, и судья сомневается в его вине, но оправдать не решается, он назначает ему ровно тот срок, который тот уже отсидел. В таком случае все происходит строго в соответствии с русской пословицей: «И волки сыты, и овцы целы». Другая разновидность «оправдания по-русски» – условное наказание. Можно вспомнить, к примеру, громкое дело красноярского предпринимателя Анатолия Быкова, осужденного на 6 лет условно за приготовление к убийству. Или дело экс-министра юстиции Валентина Ковалева, приговоренного к 9 годам условно за хищение бюджетных средств. Впрочем, условное наказание применяется не только в отношении высокопоставленных граждан, но и в отношении простых россиян.

«Новые Известия» писали о деле москвича Дениса Яценко, обвиненного в покушении на сбыт 2,2 грамма марихуаны ( «НИ» от 7 ноября 2007 «Вынужден признаться»). По словам Дениса, сотрудники ОВД «Коньково» жестоко избили его, заставляя признаться в преступлении, которое он не совершал. После общения с сотрудниками милиции молодой человек целый месяц провалялся в больнице. Диагноз при выписке говорил сам за себя: «Сотрясение головного мозга. Ушибленная рана головы. Ушиб почек». В ту ночь, 3 ноября 2006 года, вместе с Денисом задержали его приятеля Дмитрия Масальского. Не выдержав побоев, тот подписал все, что от него требовали. Выйдя из отделения милиции, он обратился в травмпункт, написал заявление в Управление собственной безопасности и в Черемушкинскую прокуратуру. А на суде признался, что оговорил Дениса Яценко.

После публикации «НИ» и многочисленных жалоб адвоката Следственный комитет начал дополнительную проверку в отношении сотрудников ОВД «Коньково» Хегая и Петрушина. Проверка должна установить, выбивали ли они показания у Яценко, Масальского и Александрова, заставляя их признаться в преступлениях, которых те не совершали.

На последнее заседание суда 3 декабря Денис Яценко пришел с большой сумкой. Он был готов к тому, что судья возьмет его под стражу сразу же после вынесения приговора. Прокурор попросил пять лет лишения свободы. Но когда адвокат Сергей Дорохин предъявил суду бумагу о дополнительной проверке и о назначении экспертизы по поводу нанесения телесных повреждений Денису Яценко, судья неожиданно объявила перерыв. А после перерыва предоставила слово защитнику Яценко. Адвокат Дорохин разбил все доказательства виновности своего подзащитного, обратив внимание суда на то, что доказательства «получены в результате провокации и незаконных действий со стороны сотрудников ОВД «Коньково». Защитник просил оправдать Яценко.

Приговора пришлось ждать недолго: чуть меньше часа. Наконец секретарь суда попросила участников процесса зайти в зал. Судья Журавлева читала приговор не спеша. Он почти полностью совпадал с обвинительным заключением. Стало понятно: с минуты на минуту в зал войдет конвой. Но судья подошла к резолютивной части приговора, напряжение в зале нарастало, а конвоя все не было. Последняя фраза судьи стала полной неожиданностью для адвокатов и подсудимого: «Учитывая все изложенные обстоятельства, суд полагает, что исправление подсудимого возможно без изоляции от общества и считает необходимым назначить Яценко наказание в виде четырех лет лишения свободы условно».

По залу пронесся вздох облегчения. Потом Журавлева еще долго объясняла, что такое условное наказание с испытательным сроком четыре года. Прежде всего осужденный не может менять место жительства, не сообщив об этом в соответствующие органы. В случае с Денисом Яценко речь идет о том самом ОВД «Коньково», в которое он должен будет ежемесячно являться для регистрации. Кроме того, если в течение четырех лет Яценко совершит какое-либо правонарушение, его условный срок превратится в реальный.

И все-таки четыре года условно лучше, чем пять лишения свободы, о которых просил прокурор. Впрочем, не согласившись с решением суда, Денис Яценко подал кассационную жалобу в Московский городской суд. Есть все основания полагать, что теперь и прокуратура обжалует приговор, как «чересчур мягкий». Борьба продолжается.

"