Posted 18 ноября 2017,, 22:17

Published 18 ноября 2017,, 22:17

Modified 7 марта, 17:09

Updated 7 марта, 17:09

Разрез у дома твоего. Кузбассу грозит  экологическая катастрофа

Разрез у дома твоего. Кузбассу грозит экологическая катастрофа

18 ноября 2017, 22:17
Но губернатор Тулеев ничего менять не намерен.

Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев останется на своем посту до марта 2018 года: перед президентскими выборами в Кремле не хотят нарушать сложившийся за время правления Тулеева расклад сил в регионе. Согласно статистике, которую приводят экологи, в Кузбассе ежегодно выбрасывается полтора миллиона тонн загрязняющих веществ и около половины миллиона кубометров грязных сточных вод. Кроме того, ежегодно рядом с угольными разрезами сваливают по 300-350 тонн отработанной породы — эти отвалы занимают обширную территорию, сообщает Медиазона.

Угледобывающая Кемеровская область считается промышленно развитым и густонаселенным по меркам Сибири регионом, а её главу Амана Тулеева в прессе называют то самым эффективным губернатором Сибири, то одним из самых авторитарных руководителей российских регионов, то главой кузбасского ханства. Тулееву 73 года, но он не рекордсмен по сроку пребывания на посту губернатора, лидерство удерживает Евгений Савченко из Белгородской области — почти 24 года.

Новокузнецкий аэропорт Спиченково расположен в 25 километрах от города. Вдоль дороги тянутся частные дома и высокие черные холмы — это отвалы, оставшиеся после добычи угля открытым способом: верхний слой почвы снимают бульдозерами, вскрывая залегающий выше угля слой пустой породы, и дробят его при помощи мощной техники, обнажая угольный пласт. Оставшаяся после этих работ пустая порода — вскрыша — и попадает в отвалы. К такому методу добывающие компании пришли в последние 10–15 лет; в советское время большая часть угля добывалась закрытым способом — в шахтах. Теперь ландшафт в окрестностях Новокузнецка, если смотреть на него из самолета, не похож на земной — тут и там посреди полей зияют огромные серые дыры. В поперечнике разрезы могут достигать нескольких километров, в глубину — 200 метров.

Об опасном соседстве добывающих предприятий с населенными пунктами региональные власти и лояльная им пресса вслух не говорят. Губернатор Тулеев об угольной промышленности отзывается с неизменной теплотой; с начала 2017 года область увеличила добычу на 9%. Протестуют против открытой добычи угля пока только жители деревень, которым угрожают растущие карьеры. Удалось остановить работу разреза компании «Разрез "Бунгурский-Северный"» в километре от жилых домов - при взрывах камни залетали в огороды. Освоение разреза приостановили и в деревне Апанас на границе тайги. Теперь активисты из Ананьино и Алексеевки — деревни расположены в трех километрах друг от друга — делятся опытом с другими. Недавно они провели акцию, приуроченную к году экологии — высадили на краю бывшего разреза ели и кедры, а в заполнившийся водой карьер выпустили мальков карпа.

Недовольство местных жителей работой угольщиков растёт: 24 сентября в Новокузнецке прошёл первый митинг против разрезов, на который собрались люди из нескольких десятков кузбасских деревень. В начале октября народный сход прошел в Гавриловке — деревне на двадцать домов неподалеку от Новокузнецка. В пяти километрах от нее добывают уголь на разрезе «Степановский» — без необходимых для этого документов, утверждают активисты. На сход, помимо жителей самой Гавриловки, приехали жители других поселков, недовольных разрезами. Активисты собирались перекрыть бульдозером ведущую к разрезу дорогу, но жители Гавриловки в последний момент от этой идеи отказались.

На критику угольной промышленности в регионе часто отвечают тем, что разрезы создают рабочие места. В горной отрасли заняты 150 тысяч человек из 2,5 млн живущих в Кемеровской области, к этой цифре следует прибавить работников многочисленных смежных производств и обслуживающей шахты и разрезы инфраструктуры. В Кузбассе работает около 120 разрезов, однако посчитать их реальное количество сложно: экологи предполагают, что в области может быть немало разрезов, где уголь добывают незаконно. Сразу десять угольных разрезов располагаются в черте Киселевска, где живут 90 тысяч человек. К некоторым домам границы разрезов подходят вплотную

Кемеровская область находится на грани экологической катастрофы и социального взрыва, уверены активисты-экологи. Европейские страны, подписавшие Парижское соглашение, пообещали снижать потребление угля и совсем отказаться от него в ближайшей перспективе. Руководство Кемеровской области отрицает, что мир движется к отказу от вредной для экологии угольной энергии. «Уголь невозможно отправить в нокаут; уголь был, есть и будет одним из ценнейших богатств человечества», — говорил Аман Тулеев в феврале 2016 года. В августовском интервью ТАСС накануне Дня шахтера губернатор называл свой регион «индустриальной опорой российского государства». «Всем нам потребовались колоссальные усилия, чтобы превратить Кузбасс из бастующего, стучащего касками, сидящего на рельсах в Кузбасс созидающий, в индустриальную опору российского государства».

В европейской части России доля угольной энергетики невелика, совершенно другое дело — это Сибирь и Дальний Восток», где доля угля достигает примерно 50%. В самом Кузбассе большинство домов до сих пор топят углем, а газификацию власти проводить не торопятся. Пока европейские страны договариваются об отказе от угля, российское правительство принимает госпрограмму по поддержке угольной промышленности до 2030 года и ожидает роста экспорта.

"