Posted 18 ноября 2015,, 21:00

Published 18 ноября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:22

Updated 8 марта, 03:22

Ветеран группы «Альфа» Игорь Шевчук

Ветеран группы «Альфа» Игорь Шевчук

18 ноября 2015, 21:00
Вчера в Одинцово был задержан подозреваемый в 26 ложных сообщениях о заложенных взрывных устройствах. В отношении мужчины возбуждено уголовное дело, ему грозит наказание в виде трех лет лишения свободы. Тем временем власти регионов России отчитываются об усилении мер безопасности на транспорте и в местах массового скоп

– Игорь Константинович, в России визуально прослеживается усиление мер безопасности в общественных местах. Насколько они эффективны на самом деле?

– То, что фиксируется визуально, – это лишь небольшая часть работы, которая проводится специальными службами. Потому что помимо увеличения численности личного состава, который дежурит, следит за безопасностью в общественных местах, усиливаются меры контроля технического порядка. Кроме того, более активно ведется работа спецслужбами в оперативно-агентурном плане.

– Это то, чего обычные граждане не видят?

– Именно. Это то, что является профессиональной работой, которой занимаются спецслужбы. Это то, что мы не видим и о чем зачастую даже не знаем, кого и где обезвредили. Лишний раз народ будоражить незачем.

– Являются ли специалистами люди, следящие за рамками металлоискателей, например, в метро и на вокзалах?

– Насколько мне известно, заключаются договоры с определенными охранными предприятиями. В некоторых местах такие люди, возможно, находятся в штате. Думаю, в связи с усилением угрозы терактов они получили дополнительный инструктаж. Во всяком случае хочется верить, что люди, обеспечивающие безопасность на вокзалах и в аэропортах, надлежащим образом проинструктированы и будут в полной мере выполнять свои должностные обязанности.

– Люди, занимающиеся патрулированием, могут в толпе выявить потенциального преступника?

– Если речь идет о людях, патрулирующих торговые центры, то однозначно ответить нельзя. Всегда нужно учитывать человеческий фактор, понимать, что проходная способность торговых центров очень большая. Естественно, человек быстро устает психологически, глаз «замыливается». Если вдруг что-то привлечет внимание – хорошо. Кроме того, эти люди не имеют специальной подготовки. Они охранники, и их первоочередная задача – следить за соблюдением общественного порядка. Причем у них не очень много полномочий: в случае каких-то серьезных происшествий они вызывают сотрудников полиции.

– Как себя следует вести обычным россиянам в условиях, когда так высока вероятность терактов?

– Вести себя следует как обычно, только необходимо повысить уровень бытовой бдительности. Нужно быть более внимательным к каким-то подозрительно ведущим себя личностям, к оставленным предметам. Нужно не только уйти подальше от подозрительного человека или бесхозной вещи, но и обратиться к сотруднику полиции. При этом не нужно привлекать лишнее внимание к этому человеку – не шуметь и не показывать пальцем в его сторону, просто словами объяснить, где угроза. При обнаружении предмета действовать так же: спокойно обратиться к полицейскому. Нельзя кричать и создавать панику.

– В метро целыми днями ходят солдаты-срочники. Они могут обеспечить безопасность пассажиров? Ну или хотя бы создать такую видимость?

– У этих ребят нет никакого опыта. Им бы день простоять да ночь продержаться. Геройствовать они не будут. К сожалению, эти патрули из срочников неэффективны. Единственное, что они могут сделать, – проинформировать старших товарищей, свое командование о том, что, например, был обнаружен подозрительный предмет или человек.

– А подготовленного террориста опытный сотрудник сможет вычислить?

– Он выявляется по каким-то поведенческим аспектам. Он может быть более напряжен, замкнут, неадекватно реагировать на появление наряда полиции, быть отстраненным. Его толкают в толпе, а он не реагирует так, как обычный человек. То есть сумма деталей в данном случае может дать понимание всей картины.

– Насколько тщательно досматривается багаж?

– К сожалению, на авто- и железнодорожных вокзалах досмотр и система контроля за безопасностью намного хуже, чем в наших аэропортах. Над этим еще надо работать, совершенствовать. И принять тот факт, что система безопасности там хромает.

"