Posted 18 ноября 2012,, 20:00

Published 18 ноября 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:19

Updated 8 марта, 05:19

По несвежим следам

18 ноября 2012, 20:00
В минувшую пятницу прокуратура Москвы обжаловала судебное решение, обязывающее расследовать действия силовиков в ходе штурма театрального центра на Дубровке. По странному совпадению об этом стало известно именно в день вступления вердикта суда в законную силу. Адвокат жертв теракта считает, что силовики намеренно и сог
Сюжет
Суды

В августе этого года адвокат потерпевших Игорь Трунов потребовал у Следственного комитета России (СКР) возбудить уголовное дело в отношении должностных лиц, курировавших антитеррористическую операцию в октябре 2002 года. По мнению подзащитных г-на Трунова, именно действия спецназа тогда привели к гибели 134 заложников.

«Мы настаивали и на фактах мародерства: 2,5 тысячи долларов, найденные в зале, описанные и сданные на хранение в качестве вещественных доказательств, были расхищены. А расследование кражи поручили тому же следователю Андрею Супруненко, который отвечал за хранение вещдоков», – рассказал «НИ» г-н Трунов. Однако документ о возбуждении уголовного дела было поручено рассмотреть все тому же следователю Андрею Супруненко, и поэтому 30 августа Трунов получил от СКР отказ.

Адвокат обжаловал отказ в Лефортовском суде Москвы, опираясь на четыре статьи УК РФ: 300 «Незаконное освобождение от уголовной ответственности», 316 «Укрывательство преступлений», 285 «Использование служебных полномочий вопреки интересам службы» и 315 «Неисполнение приговора суда». Трунов убежден, что своим решением СКР не выполнил решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), который, рассмотрев дело «Финогенов и другие против России», 20 декабря 2011 года нашел нарушения в действиях силовиков. В соответствии с вердиктом ЕСПЧ, спасательная операция была признана подготовленной ненадлежащим образом, а дальнейшее расследование – неэффективным, хотя насчет допустимости применения газа и ответственности чиновников за гибель людей в Страсбурге не определились.

Лефортовский суд 2 ноября признал отказ в возбуждении уголовного дела незаконным и тем самым обязал СКР начать преследование чиновников. «Что это будут за статьи и что за люди, зависит от фантазии следователей. Но, скорее всего, дело было бы возбуждено в отношении неустановленных лиц», – предполагает Игорь Трунов. Напомним, что в силовой блок оперативного штаба по проведению операции входили заместители директора Федеральной службы безопасности Владимир Проничев, Владимир Анисимов и Александр Тихонов, заместители главы Министерства внутренних дел Александр Чекалин и Владимир Васильев, глава департамента МВД по борьбе с оргпреступностью Александр Овчинников. Все эти люди в случае возбуждения уголовного дела могли бы стать его фигурантами. Члены штаба нарушений за собой и коллегами не признают. «Я исполнял свой долг не по приказу, а потому, что считал, что должен быть рядом с этими людьми. Уверен, что и руководители силовых ведомств действовали профессионально», – заверил «НИ» бывший член штаба экс-депутат Госдумы Валерий Драганов.

Утром 16 ноября Игорь Трунов заявил, что получил от Лефортовского суда документ о вступлении приговора в законную силу. Однако уже во второй половине дня суд опроверг информацию об этом: как оказалось, прокуратура Москвы успела обжаловать приговор, и кассация, датированная 12 ноября, пришла в суд в день вступления приговора в силу. «Я потребовал у суда копию жалобы. Мне ответили, что она будет представлена в понедельник. Я не знаю, на каких основаниях обжалуют приговор, и думаю, что никакой жалобы на самом деле пока не существует», – говорит Игорь Трунов, уверенный, что кассация была подписана задним числом. Пресс-служба московской прокуратуры пока свою кассационную жалобу никак не прокомментировала.

Г-н Трунов напоминает о ряде неофициальных высказываний представителей СКР в прессе: они утверждали, что после доследственной проверки вновь откажут в возбуждении дела. «Понятна слабость нашей юстиции в отношении уголовных дел, где фигурируют следователи. Даже если состав преступления налицо», – считает адвокат, добавляя, что силовики пытаются оттянуть расследование до истечения срока давности уголовной ответственности – 15 лет. В беседе с «НИ» представитель СКР заявил о готовности к возбуждению дела, если данные проверки того потребуют. Однако адвокат Трунов не надеется на эффективное расследование дела, даже если оно будет возбуждено, и уже готовит жалобу в комитет министров Совета Европы: «У нас будет возможность с помощью Страсбурга разорвать круговую поруку правоохранителей».

"