Posted 18 октября 2015,, 21:00

Published 18 октября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:13

Updated 8 марта, 03:13

Спасайся как можешь

Спасайся как можешь

18 октября 2015, 21:00
Бесчеловечное обращение с курдской семьей из Сирии, которая уже больше месяца находится в транзитной зоне аэропорта «Шереметьево», будет обжаловано в Европейском суде по правам человека. Об этом «НИ» сообщила адвокат семьи Роза Магомедова. Тем временем комитет «Гражданское содействие» опубликовал доклад «Россия как стр

В минувшую среду УФМС России по Московской области отказалось рассматривать ходатайство о признании беженцами сирийцев, которые с 10 сентября находятся в транзитной зоне аэропорта «Шереметьево». В ведомстве ссылаются на то, что против супругов возбуждено уголовное дело, и закон «О беженцах» не позволяет присвоить им соответствующий статус. Напомним, Хасана Ахмана Абдо и его жену Гулистан Шао Исса обвинили в незаконном пересечении границы – пограничники посчитали, что их паспорта поддельные. 23 сентября Химкинский суд согласился на время расследования уголовного дела оставить семью с четырьмя детьми на свободе под залог в сто тысяч рублей. Сестра Гулистан внесла залог, но сирийцев так и не выпустили из транзитной зоны.

Комитет «Гражданское содействие» направлял официальный запрос в Министерство иностранных дел и эмигрантов Сирии, чтобы там подтвердили подлинность паспортов Хасана и Гулистан. От сирийских властей правозащитники получили ответ, что «управление иммиграции и паспортов в городе Дамаск настоящим признает и уведомляет о том, что паспорта, указанные ниже, были выданы управлением иммиграции и паспортов в городе Хама». Этот документ правозащитники приложили к ходатайству о признании семьи беженцами, однако это не помогло.

«Доказать, что эти документы получены легально, практически невозможно. Получается, что покинуть Россию для них будет быстрее, чем ждать благоприятного решения. Поскольку это далеко не первый случай и люди по полгода сидят в транзитной зоне аэропорта», – отметила «НИ» адвокат Роза Магомедова. По ее словам, документы, которые в России посчитали недействительными, спокойно приняли в российском посольстве в Ираке, где супруги получали визу.

Адвокат семьи Роза Магомедова сейчас срочно готовит жалобу в ЕСПЧ, в том числе по поводу жестокого обращения с детьми. «Условия отвратительные, там холодно. Они уже все переболели какими-то простудными заболеваниями, первое время вшей выводили. Гулистан сейчас вообще в химкинской больнице лежит», – отметила «НИ» адвокат.

Легально ли супруги получили документы – на самом деле не важно, говорит «НИ» председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина: «Нельзя наказывать людей, которые бегут от войны. Даже если у них поддельные паспорта. Тем более что в случае с семьей Хасана документы получены легально». Напомним, право ищущих убежища не наказываться за незаконное пересечение границы прописано в 31-й статье Женевской конвенции, которую Россия ратифицировала в 1993 году.

На прошлой неделе комитет «Гражданское содействие» обнародовал результаты своего исследования, где оценивалась система представления убежища в России. Правозащитники сравнили российское законодательство с международными конвенциями, которые приняты в России. В частности, по российскому закону «О беженцах» тот, кто, спасаясь от войны, незаконно оказался на российской территории, может рассчитывать на статус беженца, только если он обратился за ним в течение суток после пересечения границы. При этом отсутствие уголовной ответственности даже в этом случае для него в законе не оговаривается. Еще одна статья Женевской конвенции, которой нет аналога в российском законодательстве, запрещает принудительно высылать беженцев в страну, откуда они прибыли. Российское же законодательство не содержит гарантий невысылки для ряда категорий беженцев.

Кроме того, по данным правозащитников, «отсутствие свободного доступа к процедуре обращения за убежищем составляет одну из главных проблем системы убежища в России». Так, статус беженца, судя по статистике ФМС, присваивался в последние годы 2–9% соискателей, а временное убежище – 60–63% (за исключением 2014 года, когда в Россию хлынули беженцы с Украины – тогда прошения удовлетворялись в 92% случаев). По последним официальным данным ФМС за первые шесть месяцев 2015 года, за статусом беженца обратились 174 сирийца, но ни одному человеку его так и не предоставили. Временное убежище попросили 514 граждан Сирии, и его получили 333 беженца.

Докладчики отмечают, что в России до 2014 года беженцев было втрое меньше, чем в Республике Мальта – стране площадью 316 квадратных километров с населением в 423 тысячи человек.

Получение убежища в России, по сведениям правозащитников, осложняют и очереди, и коррупция, и необоснованные отказы, и даже задержания в момент обращения.

«Процедура определения статуса беженца в России не является справедливой, – отметила один из авторов доклада Елена Буртина. – Существует проблема недопуска к процедуре, люди получают необоснованные отказы, обжалование которых неэффективно. Чаще всего суды становятся на сторону ФМС. А те, кто получил статус, могут в любой момент утратить его без достаточных оснований. В итоге люди, среди которых множество истинных беженцев, имеющих право на статус, становятся нелегалами и подвергаются угрозе высылки».

«В России практически невозможно получить статус беженца, даже приблизиться к началу оформления документов удается далеко не всем. И потом стараются этот статус отнять за какие-то нелепые правонарушения – дорогу не в том месте перешел. И безжалостно депортируют», – добавляет Светлана Ганнушкина.

Оценку системы убежища в разных странах регулярно дает управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Но для этого необходимо согласие властей страны. Россия такого согласия не давала, отмечают правозащитники.

"