Posted 18 октября 2010,, 20:00

Published 18 октября 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 02:15

Updated 8 марта, 02:15

Ольга Прокофьева

Ольга Прокофьева

18 октября 2010, 20:00
Заслуженная артистка России Ольга Прокофьева давно стала всенародной любимицей, ее яркие и запоминающиеся роли в кино и театре запали в душу всем почитателям ее таланта. У ведущей актрисы Театра имени Владимира Маяковского напряженный график, но даже в сумасшедшем ритме жизни она не забывает о главном – успевает быть

– Ольга, в каких кинопроектах и театральных постановках вы задействованы сейчас?

– Я играю в антрепризных спектаклях, мой график очень плотный, практически не остается время на съемки в кино. Сейчас, правда, так сложилось, что меня пригласили на одну из ролей в фильм, съемки которого проходят в Украине и завершатся весной 2011 года. Картина очень интересная, трогательная, конечно, о любви, человеческих взаимоотношениях и нравственных ценностях. Моя героиня – провинциальная актриса, очень положительная, одухотворенная натура, честная и совестливая, она всех защищает и борется за счастье близких. В планах есть также участие в другом фильме, но поскольку актеры – люди суеверные, то говорить об этом пока рано.

– Что для вас стоит за словами «хороший спектакль» и «хорошо сыгранная роль»?

– Мой педагог Андрей Александрович Гончаров, светлая ему память (художественный руководитель Театра имени Владимира Маяковского с 1967 по 2001 г. – Прим.ред.), всегда говорил: «В конце спектакля всегда должна быть «свечка», зритель должен уйти из зала обязательно с надеждой». Раньше я не очень понимала этот призыв, думала, что нужно сделать все, чтобы заставить зрителя задуматься над тяжестью жизни. Сейчас я уже достигла того возрастного витка, когда понимаю, что в конце любого спектакля нужно подарить зрителям надежду, чтобы они понимали, что жизнь прекрасна и все трудности можно преодолеть, главное – верить и бороться. Незабвенный Андрей Александрович также любил повторять и еще одну фразу, ставшую афоризмом: «Артиста после спектакля всегда должна ждать машина «скорой помощи». То есть каждый актер должен выкладываться так, как будто играет в последний раз. Для меня «сыграть хорошо» – это значит выйти к концу спектакля на ту звенящую ноту, к которой каждый актер стремится все эти два часа, пока длится постановка, чтобы каждый спектакль был «последним», но не в прямом смысле этого слова, а глубоким и эмоционально насыщенным.

– Как относитесь к критике?

– Я читаю критику, иногда она полезна, автор статьи о спектакле может увидеть то, что тебе казалось не главным или ты вообще об этом не подозревала, и вдруг меня что-то осеняет. Бывали случаи, когда журналисты в пух и прах раскритиковали спектакль, не написали ни одного доброго слова. Думаю, это не самый удачный способ самовыражения. В каждом спектакле можно найти что-нибудь положительное, над каждой пьесой актеры работают по полгода, и эту работу нужно ценить. Поэтому я не всегда солидарна с театральными критиками, хотя, возможно, некоторые спектакли этого заслуживают, как известно, во всем есть свои исключения.

– Есть достойные актеры среди начинающих?

– Я считаю, что на сегодняшний день существует проблема с достойными режиссерами. Каким бы актер ни был одаренным, ему необходима помощь режиссера, без него он беспомощен в кадре или на сцене, спектакль теряет свою целостность, зрелищность, художественный замысел. Я вижу много случайных режиссеров, имеющих огромные деньги, но они ничего не смыслят в этой профессии, которая, на мой взгляд, самая замечательная и необходимая. Если режиссер не профессионал, то даже хороший актер будет бледно выглядеть в постановке. В нашем театре есть молодые актеры, мы общаемся, обмениваемся информацией, стараюсь следить за их творчеством, могу выразить свои пожелания относительно их работы в театре. Советы давать не люблю, они обязывают, может быть, человек вовсе в них не нуждается, а пожелания должны быть, ведь всех нас объединяет общее дело.

– Актерская профессия требует много сил и энергии. Что вас подпитывает?

– Вокруг существует такое множество вещей, которые вдохновляют нас на творчество. Недавно меня пригласили на выставку кукол на Крымском Валу, я открыла для себя много нового, увидела изумительные авторские работы, познакомилась с талантливыми мастерами из разных стран, одним словом, получила духовную пищу. Конечно, моя семья заряжает меня энергией. Когда с родными и близкими все хорошо, нет проблем со здоровьем – в сердце и на душе светло. Всегда поднимают настроение семейные праздники, интересные и неожиданные события, жизненные перемены и солнечные дни.

– А если суета дней одолела, что делаете, чтобы вновь обрести согласие с миром?

– Играю в бильярд…

– ?

– У нас есть загородный дом, там живет моя мама. Мы часто собираемся там всей семьей. Приезжают моя сестра с племянницей, мы жарим шашлыки на мангале, долго сидим около огня. Часто к нам присоединяется крестная Саши – актриса театра и кино Евгения Симонова. Когда я понимаю, что на пределе и больше не могу существовать в сумасшедшем темпе нашей жизни, то отправляюсь на третий этаж нашего дома, где у нас находится бильярдная, беру в руки кий и начинаю играть. Бильярд, на мой взгляд, та же йога. Он помогает достичь определенной гармонии с собой. Мы бежим, ломаем копья, забывая о душе, не замечая, что порой растрачиваем лучшее в мелькании пролетающих дней. Чтобы вернуться к себе, многие люди начинают заниматься йогой. Для меня бильярд – это тоже своеобразный способ единения с собой и с миром. Эта игра не терпит суеты. Когда я захожу в бильярдную, то понимаю, как глупо все время торопиться. Сразу появляется внутренняя собранность, сосредоточение. И уже совсем другой внутренний настрой. Мне нравится это состояние. Оно мне помогает возвращаться из других измерений к своей душе и своему пути.

– В последнее время произошли какие-то перемены в вашей семье?

– Мой сын поменял институт, хотя он не очень любит, когда я об этом говорю. Раньше он учился в Высшей школе экономики, но к концу года понял, что это не совсем его, и решил попробовать себя в актерском искусстве, поступил в театральный институт. Саша играл в Театре имени Владимира Маяковского, когда был еще ребенком. В шесть с половиной лет в спектакле «Госпожа министерша» у него была большая роль со словами, а в антрепризном спектакле «Кин IV» – роль поменьше. Ему знаком запах сцены и кулис и он знает, каково быть сыном актеров. Ему сейчас нелегко, он много занимается, учится под руководством Олега Львовича Кудряшова, заслуженного деятеля искусств РФ, не побоюсь этого слова – гениального человека, таких педагогов надо поискать. Уверена, что если Саша все выдержит, то ему сильно повезет. Педагогический коллектив института высокопрофессиональный, и можно наслаждаться общением и встречами с умными, мудрыми людьми.

– Саша прислушивается к вашим советам?

– Сейчас ему 18 лет, и он хочет быть самостоятельным, принимать важные решения. Моя чрезмерная опека вызывает у него дискомфорт, я стараюсь себя сдерживать, правда, не всегда это удается. Глядя на него, я вспоминаю себя в его годы, я тоже стремилась к независимости и не любила, когда вторгались в мою личную жизнь. Мы с Сашей живем вместе, у нас хорошие отношения, по каким-то вопросам он со мной советуется, я знаю, что я ему нужна, мы всегда можем что-то обсудить, но есть ситуации, к которым он специально меня не допускает, хочет быть хозяином своей жизни. Я воспитываю сына, понимая, что мы разные, хотя бы потому, что я – женщина, а он – мужчина, и у нас разный склад ума. И логика разная. Мы по-разному воспринимаем мир. Поэтому, когда встает вопрос: давить или не давить, я стараюсь не давить, потому что не могу ему навязывать свое, женское восприятие мира.

– А вкусы у вас тоже разные, например, в еде?

– Да, я больше «рыбный» человек, очень люблю морепродукты, в Саша –«мясной». Поэтому ему я готовлю всякие биточки, котлеты, жарю отбивные.

– А вообще готовить любите?

– Не могу сказать, что это относится к моим любимым занятиям, да и некогда. Все только самое необходимое. Сама часто питаюсь на съемочной площадке и в театральном буфете.

– И как при такой «буфетной жизни» удается поддерживать себя в форме? Наверное, на диетах сидите?

– Во-первых, нас в театре отлично кормят, всегда можно заказать какое-нибудь диетическое блюдо, например, рыбу с овощами, куда уж полезней. А во-вторых, в самом слове «диета» уже как будто заложено ограничение, отказ от чего-то любимого. А когда ешь вкусную пищу, вырабатываются эндорфины – гормоны, которые вызывают у человека ощущение эйфории, удовлетворения. И жизнь как будто бы налаживается... Поэтому я против диет. Нужно уметь наслаждаться вкусной пищей. На мой взгляд, если вы прибавляете лишние килограммы, значит, у вас просто слишком большие порции. Используйте «правило тарелки»: есть можно все, что нравится, но с одним условием – привычную порцию, которая помещается у вас в тарелке, вы должны разделить на две части, а при необходимости одну половину еще пополам. Тогда не придется мучить себя диетами и отказывать себе в любимых блюдах.

– А со спортом дружите?

– У меня подвижная работа, я постоянно в разъездах, на съемках, репетициях. Тренажерные залы я не посещаю, нет времени. Однажды взяла абонемент во Дворец водного спорта, который находится рядом с моим домом. В какой-то момент про него забыла, потом вспомнила, но выяснилось, что время посещения уже закончилось, а я так и не смогла ни разу позаниматься. Иногда во время гастролей удается поплавать в бассейне или попариться в бане гостиницы. Дома у меня есть два тренажера, так что могу устроить себе небольшую тренировку. Считаю, что любой женщине, независимо от возраста и профессии, нельзя лениться. Нужно заниматься своим телом. Даже в домашних условиях всегда можно сделать зарядку, несколько упражнений на разные группы мышц. Например, укрепить мышцы рук очень просто: нужно поднять палку прямыми руками вверх над головой 50 раз.

– Ваша профессия обязывает не только всегда хорошо выглядеть, но и следить за здоровьем.

– Наше дело коллективное, и мы не можем отменить спектакль, если у кого-то простуда или грипп. Поэтому, когда высокая температура, сбиваем ее сильными лекарствами, чтобы в обморок на сцене не упасть. Потянул связки, ушиб ногу, растянул мышцу – вызываем врачей, они делают уколы, которые снимают боль на несколько часов. Если речь идет о переломе руки или ноги, то тут мы, конечно, бессильны, хотя был однажды случай, когда актриса нашего театра перед спектаклем сломала руку, и ей пришлось выйти на сцену с гипсом. Она обвязала его косынкой, чтобы зрителям не было заметно. Другого выхода у нас просто не было, мы не могли отменить спектакль, для театра это принципиально.

– Травмы конечностей – это, наверное, такая «профессиональная болезнь» для актера?

– Да, а еще проблемы с голосовыми связками. Когда садится голос, приходится прибегать к помощи профессионала, обращаться к фониатру, он делает специальную процедуру, называется «заливка связок». Связки обрабатываются специальным лекарственным составом, и наступает облегчение. При недомоганиях даю себе установку на хорошее самочувствие и не допускаю развития заболевания. На ночь пью горячее молоко с медом и маслом. Можно опустить ноги по икры в горячую воду и держать несколько минут. Главное – не лениться и соблюдать регулярность процедур.

– В одном из интервью вы говорили, что, когда беретесь за новую роль, то думаете, чем можно удивить зрителя. А что может удивить вас?

– Каждый день может нас чем-то удивить, все зависит от того, как ты смотришь на жизнь. Весной я была в Мурманске и вдруг увидела легендарный атомный ледокол «Ленин», который вошел в историю как первое на планете гражданское судно с ядерным реактором. За 30 лет службы в Арктике он прошел свыше 654 морских миль, что сопоставимо с 30 кругосветками, и за время эксплуатации не было аварий. Сейчас его отреставрировали и превратили в музей, который является главной достопримечательностью города. Для меня было чудом попасть на этот ледокол. Я очень люблю путешествовать и из каждой страны всегда стараюсь привозить что-то местное, то, чем славится город. Например, визитной карточкой Вологды является масло, а Калининграда – янтарь. Коллекционируем с сыном рюмки из разных стран, у нас нет единого набора. Когда выставляем рюмки на стол, смотрится очень забавно, они для нас как талисман, смотришь на них, и сразу оживают приятные воспоминания.

– Ваши пожелания читателям журнала «PRO Здоровье»?

– Есть такая фраза: «Если не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней». Желаю всем пересмотреть свое отношение к каким-то вещам, тогда сразу все вокруг преобразится. Находите во всем только положительные стороны. Старайтесь делать добро, и оно к вам вернется бумерангом.

"