Posted 19 сентября 2011,, 11:26

Published 19 сентября 2011,, 11:26

Modified 8 марта, 06:12

Updated 8 марта, 06:12

Список Магнитского дописали российские деятели культуры

19 сентября 2011, 11:26
Список Магнитского дописали российские деятели культуры
Сюжет
Суды

Принятый на рассмотрение Сенатом США «Список Магнитского» был дописан в России: 15 деятелей культуры и правозащитников обратились в Комитет по международным отношениям Сената с просьбой дополнить существующий перечень российских чиновников, к которым будут применены санкции в виде отказа в визах в США и замораживания банковских счетов. «Открытое письмо по поводу верховенства закона в России» было опубликовано сегодня на сайте радиостанции «Эхо Москвы».

В составленном оппозиционерами черном списке 305 человек, сообщает «Коммерсантъ». Это люди, причастные к делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева: генпрокурора Виктор Гринь, Юрий Бирюков и Александр Звягинцев, глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин, председатель Мосгорсуда Ольга Егорова, гособвинители Дмитрий Шохин, Валерий Лахтин и Гюльчехра Ибрагимова, несколько десятков следователей во главе с начавшим дело ЮКОСа следователем по особо важным делам Станиславом Керимовым; судьи Басманного, Хамовнического, Мещанского, Московского городского и других судов, где слушались дела фигурантов дела ЮКОСа, а также 13 судей Верховного суда РФ. Дополнил список осуществивший банкротство ЮКОСа конкурсный управляющий Эдуард Регбун.

Авторы письма выражают свое одобрение законопроекту «Закон об ответственности за соблюдение верховенства закона» им. Сергея Магнитского 2011 года» (S. 1039), который рассматривается Сенатом: «Для нас очень важно, чтобы законодатели США предприняли шаги по привлечению к ответственности лиц, нарушающих закон и злоупотребляющих властью в России».

В письме российская юстиция названа «бесчеловечной»: «Немало наших граждан незаконно лишаются свободы вследствие пороков этой системы. Безнаказанность тех, кто сфабриковал дело Магнитского и погубил его, развязывает руки другим чиновникам, которые обогащаются за счет чужой собственности или преследуют политических оппонентов власти. Дело Магнитского не единственное в нашей стране. Криминально-силовые группировки захватывают имущество своих жертв, сопротивляющихся этим захватам, преследуют и лишают свободы на долгие годы, а в заключении они могут подвергаться издевательствам и даже пыткам».

Оппозиционеры напоминают сенаторам, что «законопроект S. 1039 предусматривает санкции не только по делу Магнитского, а распространяется на весь спектр нарушений прав человека, в том числе, и в России». Поэтому он не должен ограничиться 60 лицами, включенными в «Список Магнитского». Помимо чиновников, причастных к делу ЮКОСа, авторы письма считают возможным включить в него и «тех, кто препятствует реализации фундаментальных демократических свобод, таких как свобода митингов и собраний, свобода создания партий, свобода выборов и т. <…> Такой список должен впредь пополняться новыми именами».

Открытое письмо подписали Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинкской группы, Лев Пономарев, руководитель Всероссийского движения «За права человека», Нина Катерли, член Русского ПЕН-ЦЕНТРА, член Общественного экспертного совета Всероссийского движения «За права человека», а также Лия Ахеджакова, Наталья Фатеева, Константин Азадовский, Эльдар Рязанов, Борис Немцов, Виктор Шендерович, Владимир Рыжков, другие оппозиционеры.

В эфире «Эха Москвы» народная артистка России Лия Ахеджакова пояснила, что она не видит иного способа повлиять на «избирательность» судебной системы России. Она пошла на этот шаг, так как чиновники и силовики «должны отвечать за свои поступки и урон, который они наносят судьбам невиновных людей и их родственников». «Наша судебная система избирательна и не может наказать тех лиц, которые незаконно ограничивают свободу ни в чем не повинных людей», - сказала актриса. Ахеджакова надеется, что хотя бы жесткие экономические меры могут изменить ситуацию к лучшему.

Авторы письма не включили в него имена премьера Владимира Путина и вице-премьера Игоря Сечина. Правозащитница Катерли так объяснила корреспонденту «Ъ» причину: «Присутствие в списке политиков, причем первых лиц, заметно осложнило бы утверждение документа Госдепартаментом США. Поэтому мы сосредоточились на конкретных исполнителях. Список передан в Сенат, и если законопроект будет принят, мы, безусловно, будем настаивать, чтобы его действие распространялось и на преследователей ЮКОСа». Владимир Рыжков сообщил, что вероятность утверждения данного списка, по его мнению, составляет 70%.

Правозащитник Лев Пономарев считает, что основная задача письма даже не в конкретном списке, а в том, чтобы «обратить внимание» на судебные процессы в России: «Мы, конечно, надеемся, что Сенат прислушается к нашему обращению, сделает открытый список. Это означает, что какая-то будет процедура, по которой будут представляться все новые и новые чиновники, если мы будем исчерпывать все возможности в России. По делу Магнитского и по делу Ходорковского и Лебедева у нас есть ощущение, что мы исчерпали все возможности в России…»

В.

"