Posted 18 сентября 2007,, 20:00

Published 18 сентября 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:25

Updated 8 марта, 08:25

Карточный долг

Карточный долг

18 сентября 2007, 20:00
В новом учебном году более двадцати московских школ перешли на социальные карты ученика, которые должны стать универсальным детским документом. Чиновники утверждали, что по этим карточкам ученики будут оплачивать школьные завтраки и обеды, ездить на транспорте. В них будет содержаться информация о здоровье и успеваемос

Карточка станет и пропуском в школу, выйти и войти без него в здание невозможно. Спустя две недели после старта программы «Новые Известия» решили проверить, как реализуется проект, довольны ли учителя, а главное – ученики и их родители нововведением, которое в ближайшем будущем распространится на все городские школы. Как выяснилось, «карточная» система имеет целый ряд серьезных недоработок.

На правах эксперимента карты учащихся появились в московских школах еще в 2006 году. С их помощью младшеклассники и учащиеся из малообеспеченных семей оплачивали свои завтраки и обеды. Чиновники сочли эксперимент успешным и решили перевести на «пластик» всех московских школьников. В августе 2007 года мэр Москвы Юрий Лужков подписал городскую целевую программу по дальнейшему развитию проекта на 2007–2009 год. К первому сентября этого года «карточная» система охватила уже 56 столичных школ. А к 2010 году на нее планируются перевести все школы.

Безусловно, у карточки учащегося есть целый ряд плюсов. «Во-первых, безналичный расчет гарантирует, что ребенок потратит деньги на горячие обеды, а не на чипсы или сигареты, – рассказала «НИ» начальник сектора информационно-аналитического центра департамента образования Москвы Елена Марюшкина. – Во-вторых, карточка поможет контролировать, когда ученик приходит в школу, когда уходит из нее. В этом смысле она работает как электронный пропуск».

Очередь за знаниями

В столичной школе №1290 карточно-пропускная система работает уже второй год. Правда, не совсем так, как хотели бы видеть чиновники. С восьми утра у входа в школу выстраивается длинная очередь из учеников, пытающихся попасть внутрь. Первые 10 минут охранники контролируют, чтобы по одной карточке проходил только один человек. После этого времени с потоком опаздывающих на занятия ребят справиться уже невозможно – по одной карточке проходит весь класс. За пять минут до первого звонка дети в панике начинают распихивать друг друга и перепрыгивать через турникеты. «А у нас нет другого выхода, – жалуется ученица 7-го класса «В» Надежда Брюгова. – лучше получить замечание от охраны нарушение «карточных» правил, чем нагоняй от учителя за опоздание на урок».

Мама первоклассника Дениса Альбина Громова провожает сына в школу уже третью неделю. Ей приходится стоять с мальчиком в очереди, чтобы дойти с ним до самых дверей. «Был случай, когда из-за давки в предбаннике лопнуло стекло, – рассказала «НИ» Альбина. – Первый раз мой сын зашел в школу в слезах – в толпе у него даже тетради помялись». К новым условиям лучше всего, пожалуй, приноровились старшеклассники. Они просто прорываются сквозь толпу в школу, пробегая по головам малышей. Вот и получается, что посещаемость многих школьников нередко равна нулю. «Для того, чтобы ученик прошел в школу, в среднем требуется 7–10 секунд, – рассказал «НИ» охранник школы Вячеслав Митяев. – У нас учится около 800 детей. Чтобы турникетная система заработала, карточки начали показывать реальную посещаемость и при этом никто не опаздывал на уроки, ребятам придется просыпаться в 5 утра».

Система безопасности школы от посторонних также подвела. Договориться с охранниками о пропуске очень легко: достаточно сказать, что идешь оплачивать школьный «Огонек» или хочешь поговорить с репетитором.

Эксперты отмечают: такую же проблему придется решать всем московским школам. «Архитектура школ не самая подходящая для установки турникетов, – пояснил «НИ» Евгений Бунимович. – Многие вестибюли школ не приспособлены для установления нескольких турникетов. Потому и не могут пропускать детей без толкучки и очередей. Нет места и для считывающих устройств, которые должны отмечать посещаемость учеников».

В этом году ребятам из школы № 1290 магнитные карточки обещают дополнить так называемыми «кредитками», куда родители будут начислять деньги на питание. Однако и здесь не обошлось без казуса. «Накопительные карты нам уже сделали, но в столовой пока нет автоматов, а в Интернете – сайта, где можно проверить баланс», – пожаловалась «НИ» ученица 9-го класса Любовь Новичкова. – Поэтому к чему они нам – непонятно».

Учителя тех школ, где в столовой уже расплачиваются по карточкам, признают: система пока не отлажена. «Безналичная система расчета питания действует в нашей школе уже около года, – рассказали «НИ» учителя одной из столичных школ, пожелавших сохранить инкогнито. – То, что дети постоянно теряют карточки, – это еще полбеды. Главная же состоит в том, что в столовой выстраиваются огромные очереди. Оплата по «пластику» занимает очень много времени. Буфетчице приходится сначала высчитывать сумму на калькуляторе, затем забивать информацию в терминал. Таким образом, на обслуживание только одного ученика уходит около двух минут. Из-за этого некоторым детям не хватает большой перемены на обед, поэтому на опоздания приходится закрывать глаза».

Невольные прогульщики

От карточной системы не в восторге и школьные директора. По их словам, ее повсеместное введение может вызвать лишние для школы хлопоты. «Дети остаются детьми – они будут терять пластиковые документы постоянно, – объяснила «НИ» директор столичной гимназии №1567 Татьяна Ромашина. – В нашей школе более 600 учеников. Социальную карточку имеют пока только тридцать ребят из социально незащищенных семей. Увы, каждый месяц одна из них регулярно теряется. На восстановление «пластика» требуется несколько дней. Между тем у администрации есть более насущные дела, чем регулярные бюрократические проволочки с восстановлением карт. А если она будет еще и пропуском в школу, боюсь, мы столкнемся с невольными прогулами: дети просто не смогут попасть в здание».

В Департаменте образования говорят, что в случае потери карточки ее восстановят бесплатно. Если ребенок лишится карточки во второй раз – придется платить около ста рублей. Чтобы обезопасить семейный бюджет, карточки, видимо, как и варежки, придется пришивать к одежде младшеклассников.

Белых ворон не будет

Тревогу родителей и экспертов вызывает также и содержание информации на карте. На данный момент этот вопрос хуже всего доработан. Предполагается, что на «пластике» будет записана информация медицинского характера: указана группа крови, прививки, противопоказания. С одной стороны, все это пригодится, если ребенок получит травму и ему потребуется срочная помощь. Но с другой – в случае потери карты неизвестно в какие руки попадет информация.

Открытым остается вопрос относительно тех, кто не захочет становиться частью всеобщей карточной системы. «Не все мамы и папы умеют и хотят пользоваться безналичной системой оплаты, – рассказал «НИ» Сергей Комков. – Я уверен, что найдутся те, кто по тем или иным причинам не пожелает заключать договор с учебным заведением. Обязаловка же может привести к трениям и конфликтам между родителями и школой».

С упрямыми родителями чиновники собираются «заниматься». С ними будут проводиться объяснительные уроки, их пригласят на специальные классные часы и собрания. Такие формы работы вызывают у юристов сомнения. Очень уж это похоже на навязывание услуги. «Статья 421 Гражданского кодекса дает право гражданам и юридическим лицам решать самим, когда, с кем и на каких условиях заключать договор и вообще заключать ли его, – рассказала «НИ» адвокат Московского общества защиты потребителей Людмила Трифонова. – При этом принуждать к нему без достаточных оснований органы государственной власти и местного самоуправления не могут. Если родители или школа не хотят заключать договоров, но их к этому вынуждают, то речь здесь может идти о навязывании услуг».

«Родители внакладе не останутся»

По договору социальную карту учащиеся получают бесплатно, однако экспертов смутил пункт о 2,5% комиссионных, которые должны будут переводиться за услуги в банк. Сразу возникли вопросы, кто должен будет их выплачивать: родители или школа? В Департаменте образования «НИ» объяснили, что беспокоиться не о чем – оплачивать проценты придется комбинатам школьного питания. «Условия о комиссионных были оговорены с комбинатами, – объяснила «НИ» Елена Марюшкина. – Компенсировать же расходы по процентной ставке они будут за счет увеличения объемов горячего питания, поставляемого в школы».

Кстати говоря, сами комбинаты школьного питания от карточной системы пока не в восторге. «Мы совсем недавно включились в новую систему. Однако уже сразу можно было сказать, что комиссионные, которые с нас снимают, невыгодны, – рассказали «НИ» в комбинате общественного питания «Школьник». – Пока далеко не все родители перечислили на карточку деньги, не все дети питаются в столовой. Однако проценты с нас собирают в полном объеме в любом случае, даже если часть детей по каким-то причинам в столовую не идут».

Это монополия?

Удивление родителей также вызывает и то, что единственным посредником в договоре между школой, пищевым комбинатом и учеником представлен только Банк Москвы. Он занимается выдачей карточек школьникам, всеми финансовыми операциями по ним и получает комиссионные по договору о сотрудничестве.

По словам адвоката Артура Дяченко, тарифы за предложенные операции у этого банка далеко не самые выгодные. «В некоторых столичных банках ставка за те же услуги, которые прописаны в договоре Карты ученика, составляет, скажем, не более 2%, – объяснил «НИ» Артур Дяченко. – В этом случае предложенные в договоре комиссионные могут не устроить клиентов. Ведь в выигрыше в таком случае оказывается прежде всего банк».

Между тем в самом Банке Москвы «НИ» сообщили, что учебное заведение, пищевой комбинат и родители вполне могут заключить договор и с другой финансовой организацией по социальной карте. «Другое дело, насколько это будет им выгодно, – объяснил «НИ» начальник управления развития бизнеса Банка Москвы Альберт Андрианов. – Если их устроят условия и ставка другой финансовой организации – неволить их никто не собирается. Они вполне могут заключить договор и с ней. Правда, в этом случае оплачивать комиссионные придется уже не комбинату, а родителям. Кстати, поучаствовать в проекте с картой ученика предлагалось и ряду других банков, в том числе Сбербанку России. Однако все они от этого отказались».

Однако представителям Антимонопольной службы такие объяснения не кажутся достаточно обоснованными. По их словам, официальное постановление правительства Москвы по внедрению в каждой школе «карточной» системы, при определенных условиях может привести к нарушению антимонопольного права. «Сразу же возникает вопрос, на каком основании именно Банк Москвы получил преимущественное право работы с клиентами? – объяснил «НИ» заместитель руководителя УФАС Москвы и Московской области Александр Мухин. – Ведь в столице работает огромное количество других банков. Вполне возможно, что они могут предложить более низкую процентную ставку за те же услуги. Школы имеют право самостоятельно выбирать, с каким банком им заключать договор. Поэтому необходимо провести конкурсный отбор между всеми финансовыми организациями, желающими поучаствовать в программе по социальным картам. В противном случае мы будем вынуждены через суд требовать от московского правительства отмены «карточного» постановления».

"