Posted 18 августа 2005,, 20:00

Published 18 августа 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:28

Updated 8 марта, 09:28

Почем вулканы для народа?

Почем вулканы для народа?

18 августа 2005, 20:00
Камчатка – место не для слабаков. И слово «туризм» здесь впору употреблять лишь с определением «экстремальный»: стремительный сплав по ледяным рекам, горнолыжные полеты над бездной и бешеный вихрь сноубордов, опасные свидания с камчатским медведем и уникальная по красоте и обилию улова рыбалка. При этом туристы в этом

Ощутимые расходы начинаются еще в аэропорту: если не позаботиться о льготных тарифах заранее, перелет из Москвы до Петропавловска и обратно обойдется в 1100–1200 долларов. Если отпуск ограничен (а люди на Камчатке отдыхают, как правило, занятые), передвигаться по полуострову, бедному дорогами, придется на вертолетах, а это 1500 долларов за час полета. Недолгий групповой авиавояж до знаменитой Долины гейзеров обойдется в 500 долларов с человека.

Впрочем, на отсутствие клиентов турфирмы, обладающие правом перевозчика и комфортабельными винтокрылами, не жалуются. Еще в советскую эпоху на Камчатке началось своего рода VIP-паломничество: полуостров долгое время был режимным, и пропуска получали избранные туристы из номенклатурной среды. То же происходит и сегодня. «Главы комитетов Совета Федерации и Государственной думы здесь отдыхают почти в полном составе, – сообщила «НИ» начальник областного управления по туризму и внешним связям Тамара Тутушкина. – Постоянно бывают министры и чиновники из администрации президента». По данным туроператоров, ценителем камчатских красот, например, уже давно стал Анатолий Чубайс, не скупящийся на дальние поездки. Так, в 2004 году он с сыновьями наслаждался отдыхом в биосферном заповеднике на Командорских островах.

Сколько платит за свои удовольствия глава РАО ЕЭС – коммерческая тайна, но деньги уже давно заменили пропуск в заповедные края. Моря и реки, омывающие полуостров, – мечта любого рыболова. Кипящие лососем нерестовые места и горы пойманных на закидушку камбал, палтусов, бычков во время рыбалки в бухте – такое зрелище уже никогда не забыть. Особый изыск –

Камчатка привлекает туристов дикой экзотикой.

спортивная рыбалка на нескольких крупных реках. Неделя такого удовольствя стоит 2–3 тысячи долларов, однодневная поездка – около 200. Удят рыбу на спиннинг, стоя в гидрокостюмах по пояс в студеной и быстрой реке. Весь улов после фотографирования и замеров отпускают на волю: тур экологический. Говорят, самые ярые фанаты – это японцы, но и американцы не уступают. В прошлом году рыбачил и сплавлялся по камчатской реке Жупаново экс-президент США Джимми Картер. Россияне не особо охочи до дорогих экологических изысков – официально числится в списках лишь актер Александр Абдулов. Хотя реально рыбачат здесь многие известные и богатые люди страны: и ловят, и замеряют, и фотографируют. Но нашим привычнее рассчитываться с организаторами рыбалки черным налом – дешевле, быстрее и без налогов.

Горнолыжные туры на вулканы, так же как и прочие приключения, могут стоить больших денег, а могут и состояться без существенных затрат. Любительские и экстремальные трассы есть в пределах досягаемости обычной маршрутки. Богатые предпочитают вертолет – на труднодоступных склонах спуск длиннее, а ощущения острее. Чаще всего туристов доставляют на вершины Авачинского, Корякского, Вилючинского вулканов и Ключевской сопки. На Корякском вулкане от кратера до подножия длина трассы 6 километров. Для мастера – это головокружительный полет длительностью в четверть часа. Ощущения настолько острые, что сотни людей круглый год тратят на них по 2–5 тысяч долларов. Аренда вертолетов и здесь составляет основную часть расходов – 300–600 долларов в день. При этом желающих хоть отбавляй. В 2000 году крутизну склонов Авачинского вулкана смог оценить Владимир Путин, а потом покататься приезжала и Людмила Путина с дочерьми.

На склонах камчатских вулканов встречаются не только иностранные дипломаты и российские олигархи. Салоны самолетов все чаще заполняются хорошо экипированной молодежью с палатками, лыжами и сноубордами. На вулканы их возят небольшие турфирмы, чьи услуги относительно доступны, но сопряжены с большим риском из-за отсутствия контроля и мер безопасности.

Но самым дорогим видом туризма на Камчатке считается охота на медведя. У охотников сезон два раза в год – осенью и весной. Туристов на две недели поселяют в угодьях, снабжают всем необходимым, в том числе и лицензией на отстрел косолапых, кормят и обслуживают. Главной задачей для охотника на этот период является добыча трофея. Стоит такое удовольствие от 6500 до 8000 долларов. При этом каждый охотник едет со своим снаряжением, где только ружье обходится примерно в тысячу «зеленых».

По официальным данным, подобные приключения привлекают больше иностранцев – американцев, немцев, японцев. Это неудивительно. В общей сложности тур с охотой на медведя обойдется в 8–10 тысяч долларов (цена, сопоставимая с африканской охотой на льва или двухнедельным вип-туром на Таити). Двухнедельная рыбалка на местных реках с перелетом потянет на 4–5 тысяч. Cтолько же или чуть дешевле стоит вволю покататься на лыжах со склонов вулкана. Даже недельный дайвинг где-нибудь на Сейшелах или острове Мафия с бронированием билетов в Air France и проживанием в отеле, вырезанном в стволе баобаба (3 тысячи долларов), по сравнению с этим поражает своей дешевизной. Существенно дешевле Куба и Исландия, не в пример доступнее Европа, включая Норвегию – относительно дорогую, но сравнимую с Камчаткой по суровому величию природы. О Турции или Египте даже говорить смешно.

Представители камчатских турфирм в один голос твердят, что сделать туры дешевле невозможно: топливо в Петропавловске дороже, чем где-либо в стране, цены на перелет из Москвы устанавливают авиакомпании, лицензии на охоту – компетенция федерального центра. «Даже самые успешные турфирмы Камчатки работают на грани рентабельности», – говорит Тамара Тутушкина. При этом комфорта туристам здесь не обещают: в турбизнесе, как и повсюду на Камчатке, царит все тот же «нал», отчислений в бюджет мало, дороги, отели и связь развивать не на что.

"