Posted 18 августа 2004,, 20:00

Published 18 августа 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

Петр Аксенов

Петр Аксенов

18 августа 2004, 20:00
Нас успели напугать грядущими переменами в жилищно-коммунальной сфере так, что мы, кажется, готовы к самому худшему. Надо ли на самом деле готовиться к худшему или же не все так плохо? Надежны ли столичные коммуникации? В каком направлении развивается коммунальное хозяйство? На эти и другие вопросы, касающиеся жизни ка

– Под вашим началом беспокойное хозяйство…

– Беспокойное?..

– Ну, ведь все только и говорят о кардинальных переменах в жилищно-коммунальной сфере, предрекается чуть ли не революция в ЖКХ…

– Есть четкая позиция правительства Москвы: реформа ЖКХ должна проходить разумным путем, каждый ее этап должен быть грамотно продуман, каждый шаг иметь эффективность и, главное, чтобы от этого не было хуже тем, ради кого реформа проводится.

– Не могли бы вы конкретизировать «московский вариант» действий по реформированию ЖКХ?

– Постановление о проведении жилищно-коммунальной реформы в Москве было принято в 2001 году, в нем же указывался конкретный срок – завершить реформу в 2007 году. Пока все идет по плану. Уже почти закончен первый этап, быть может, самый главный. Его целью было разобраться с прозрачностью платежей и фактическими затратами производителей услуг, которые получает наше население. Реформа предусматривает, что оплачиваться любые жилищно-коммунальные услуги должны так: человек платит только за те объемы воды, тепла и т. д., которые потребляет. Наша задача заключалась в том, чтобы проанализировать и выявить проблемы, которые необходимо решать. Безусловно, стоимость жилищно-коммунальных услуг должна быть доступной для населения. И также очевидно, что их цена должна быть понятной для города и приемлемой для поставщиков услуг. Когда же был введен единый платежный документ, в котором объединены 11 услуг, все встало на свои места. Благодаря этому собираемость платежей резко возросла, причем по всем пунктам. Поставщики услуг стали получать деньги населения на следующий же день после оплаты, через транзитный счет в банке. А это значит, что они не только видят свои «живые» деньги, но и могут сразу же с ними работать – вовремя, например, закупать нужные материалы, не дожидаясь их подорожания. Понятно, что оборотные деньги снижают себестоимость затрат. Сейчас идет второй этап реформы. «Работаем» с магазинами, поликлиниками, школами и т. д. В единой системе расчетов должна быть социальная сфера, дома жилищно-строительных

кооперативов и товариществ собственников жилья.

– Но ведь жилой фонд в столице неоднороден. Скажем, лишь с середины 90-х годов изменились ГОСТы по теплопроводности зданий. То есть Москву признали «северным городом», а потому стали возводить «теплые» дома. Но в массе своей дома, в первую очередь пятиэтажки, – холодные. И жители должны усиленно обогревать свои квартиры, а это уже дорогое удовольствие…

– У первых пятиэтажных серий с течением времени из-за разности температур стены где-то подмокали, где-то подмерзали, может быть, недостаточно качественно были произведены стыковки, а потому внутренняя прослойка – стружка с цементом – начинала проседать. «Болезнь» пятиэтажек – на стыках всегда образовывалась темная полоса, и стена утратила свою способность держать тепло.

– Век пятиэтажек измерен, но ведь по такому же принципу возводились и девяти-, и двенадцати-, и четырнадцатиэтажные панельные корпуса. Что с ними делать? Какой же нужен им ремонт, кроме капитального?

– Не забывайте одну деталь: тогда это был социальный фонд, и город нес полную ответственность за его содержание. Из бюджета выделялись средства на планово-предупредительный или капитальный ремонт. Сейчас у нас нет ни одного дома, даже пятиэтажки, где нет собственника. Теперь шага не ступи без его согласия. Но как, допустим, ремонтировать общий стояк горячей или холодной воды, канализации без непосредственного вмешательства в квартиры? Так что есть личная собственность, а есть совместная – чердак, подъезд, подвал…Она-то и является яблоком раздора. Любой может заявить: «У меня не капает, и ладно». Приходится с каждым работать индивидуально, убеждать, находить компромиссные решения. Это очень трудоемкий процесс, и тут надо быть и психологом, и дипломатом, и специалистом…Сейчас запланировано где-то 300 тыс. кв. м жилья отремонтировать таким образом.

Новый двор на Домодедовской улице считается одним из самых ухоженных в городе.

– Какая проблема для жилого фонда города сейчас самая «болевая»?

– Пожалуй, кровли.

– Плоские крыши, отсутствие технических этажей…

– Вы коснулись того времени, когда преимущественно возводились дома индустриальным методом. Но тогда и выбора кровельных материалов не было никакого – один рубероид. Трещины заделывались опять же рубероидом и битумом. И образовывались многослойные «пироги», которые надо снимать и менять на современные материалы. Увы, делать это в полном объеме невозможно, потому что финансовые ресурсы ограничены.

– Кроме уже названных направлений, за Комплексом городского хозяйства закреплено решение транспортных проблем, содержание дорог… И как решается извечная российская проблема?

– В столице 50 млн. кв. м дорог, половина которых – городские. Другая половина – дороги федерального значения. Поддерживать их в исправном состоянии призваны 150–250 тыс. человек. Это те люди, кто их убирает, подметает, озеленяет и так далее. Также ежегодно выполняется текущий и капитальный ремонт на 11 млн. кв. м дорожного полотна, для этого проводится конкурс среди подрядных организаций, и выигравшие его производят ремонтные работы.

– Москва вся перекопана. В районах массовой застройки в свое время сети прокладывали такими же ударными темпами, как и жилье, – на ура. Что происходит с ними? В каком состоянии коммуникации?

– С сетями в городе все нормально. Да, идет замена некоторых из них. Жизнь заставляет: к ним подключается все больше жилых, торговых, офисных зданий, а, следовательно, возрастают нагрузки. Что касается труб в жилых домах, то они будут служить еще нашим внукам – они рассчитаны на сто лет эксплуатации. В связи с этим обращусь к вопросу об установке счетчиков. Статистика свидетельствует: как только они появляются в доме, потребление воды снижается на 20–30%. Люди начинают экономить. Потому что понимают, что наступило время, когда надо платить не по нормативам, а по факту.

– Петр Николаевич, в этом году Москва вдруг

Плавающие клумбы с цветами появились в Кузьминках.

расцвела. Такого количества цветов на улицах, в скверах, во дворах еще ни разу не было…

– Я бы не сказал, что это произошло вдруг. Шла нормальная плановая работа города. Мэр Москвы еще четыре года назад поставил задачу активно развивать цветочное оформление. Здесь нет никакой невероятной мысли или какого-то явления. У горожан воспитывается чувство прекрасного, это пример любви к своему городу. Начинали мы с 50 тыс. кв. м цветников, теперь их площадь увеличилась в десять раз.



Петр АКСЕНОВ

Родился в 1946 г. в с. Павловское Липецкой области.

Окончил Всесоюзный заочный инженерно-строительный институт. Кандидат экономических наук. Заслуженный строитель Российской Федерации. Трудовую деятельность начинал каменщиком строительного управления. С 1986 г. – в органах исполнительной власти города Москвы: председатель исполкома Советского района, заместитель префекта Юго-Западного округа. С 1993 г. – префект Юго-Западного округа. В январе 2000 г. назначен префектом Южного административного округа. С января 2002 г. – первый заместитель мэра Москвы в столичном правительстве, руководитель Комплекса городского хозяйства города. Награжден двумя орденами, медалями.

Женат, имеет двоих детей.

Любит классическую музыку, историческую литературу.

"