Posted 18 августа 2004,, 20:00

Published 18 августа 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

Десять лет созидателей

Десять лет созидателей

18 августа 2004, 20:00
Одним из знаменательных событий в строительной жизни Москвы стал проводимый в четвертый раз конкурс на лучший реализованный проект года. Его итоги подводились накануне Дня строителя. Среди организаторов конкурса - Ассоциация инвесторов Москвы, которая десять лет назад объединила усилия компаний, занимающихся инвестици

– Борис Леонидович, в 1994 году темпы строительства в нашем городе настолько были низкими, что впору было ставить вопрос о дальнейшем существовании отрасли...

– Насчет государственных организаций говорить не буду, но к тому времени появилось множество фирм и компаний, которые в большей части шли в сферу недвижимости и строительства, считая это очень выгодным делом, надеясь, что профессионализм со временем придет сам. К счастью ли, нет, но многие из них либо разорились, либо сменили профиль своей деятельности. И остались те, кто был профессионалом изначально или готов учиться, преодолевая невероятные трудности. В начале пути была масса неясного. Ведь никто не работал в условиях, когда нет бюджета, нет лимита капвложений, нет подряда, отсутствуют фонды на материалы, на зарплату, но главное – нет и «правил игры». Когда все начиналось, был только один закон – о собственности. Поэтому каждый в меру понимания этого вопроса пытался нарисовать схему своих действий.

– Тогда даже слово «инвестор» было непонятным, а вы сразу объединение создали.

– В то время все выглядело так: собирались компании, имеющие небольшие капиталы, которые и участвовали в строительстве на долевой основе. Чаще всего это был жилой дом: жилье в нем делилось по четыре-пять квартир или подъезды – кто сколько потянет. Кредит получить было невозможно – залоговый капитал отсутствовал. Разрешить проблему помогло правительство Москвы: оно нашло такую форму расчета, которая первоначально устроила всех, а именно – рассчитываться сданными объектами. Вскоре пошли инвестиции, но «через пень колоду». Ситуацию стали обсуждать с Юрием Михайловичем Лужковым, главная тема – как мы будем работать вместе. Вопросов была уйма – от ведения документации и оформления имущественных отношений до различных

согласований и разрешений. Сошлись на том, что необходимо объединиться и выработать единые подходы. Сорок четыре организации, в числе которых практически все недавно созданные, за исключением, пожалуй, Сбербанка, и учредили Ассоциацию. Это были компании, не имевшие старых еще социалистических корней. Уже позже в Ассоциацию вошли те, кто имел долгую историю, например, Главмосстрой, ДСК-1, холдинговая компания «Главное военно-строительное управление» и другие. Сейчас это все коммерческие структуры. А вот тогда, вы правы, многие еще толком не знали, кто же такой инвестор. Зато сейчас среди наших членов есть действительно инвестиционные компании – банки, финансовые и инвестиционные группы. Но в то же время есть и производители стройматериалов и материалов, управляющие компании, выросшие в новых рыночных условиях, оценщики, страховщики.

– Что стало приоритетным в деятельности Ассоциации?

– Проблем накопилось масса, а потому мы договорились, что каждый год будем ставить конкретные задачи и их добиваться. На первых порах основным вопросом было создание нормативно-правовой базы. Результат: мы участвовали в разработке более 300 распоряжений мэра и постановлений правительства. Наших представителей ввели во все комиссии и структуры органов власти. Все это делалось и делается для улучшения инвестиционно-строительного климата, для нормализации и установления деловых взаимовыгодных отношений с властью.

– Удалось этого добиться?

– Если вы считаете, что у нас все ровно и гладко, то

ошибаетесь. Посмотрите вот на эту толстую папку – в ней документы по невыполнению своих обязательств перед членами нашей Ассоциации со стороны городских чиновников. Вы помните, какой «строительно-реставрационный бум» стоял перед празднованием юбилея Москвы? По нашей инициативе был утвержден ряд льгот для инвесторов, отчего число объектов, финансируемых из внебюджетных источников, возросло с 84 до 239. В целом же из 431 объекта, включенного в городскую программу реконструкции, инвесторы взяли на себя 237. Сделали все качественно и в срок, но до сих пор с некоторыми из них город не рассчитался.

– Но ведь появились законы «Об основах градостроительной деятельности в г. Москве», «Об инвестиционной деятельности» и проч. Казалось бы, все давно играют «по правилам».

– Зато когда начинаем просматривать инвестиционные контракты, видим: у инвесторов куча обязанностей, а у города – нет. Чиновники ни за что не отвечают, а тот, кто вкладывает свои средства, рискует ими, «должен», «несет ответственность», «обязан». Это неравные партнерские отношения, и мы намерены их менять.

– Сейчас в Ассоциации инвесторов Москвы более ста членов. Можно ли как-то измерить их вклад в то, что строится, восстанавливается в столице? Для чего проводится конкурс на лучший реализованный проект?

– Ежегодно реализуются инвестиционные проекты различного назначения, общая площадь которых превышает 4 млн. кв.м. Это жилые здания и комплексы массового потребления и повышенной комфортности; культовые сооружения (любого вероисповедания), многофункциональные комплексы; мосты, эстакады, подземные и наземные переходы, станции метро, транспортные развязки; офисные помещения и здания бизнес-центров, банковские здания и помещения; объекты культуры, медицины, зрелищные и спортивные сооружения; торговые центры; объекты ландшафтной архитектуры; объекты инженерной инфраструктуры; объекты образования, детские дошкольные учреждения. Практически я вам перечислил те направления, по

Лучшие проекты прошлого года в области инвестиций и строительства: жилой комплекс на Рубцовской набережной, реконструированный дом на Химкинском бульваре, жилой комплекс «Времена года» в Старомонетном переулке.

которым мы определяем лучших на конкурсе, – всего 11 номинаций. Конкурс в корне отличается от всех, которые когда-либо проводились в России. Это смотр уже реализованных проектов. Выставленные на конкурс объекты, помимо их архитектурной интеграции в окружающую среду, инженерной «начинки», качества исполнения строительных работ, должны уже работать на полную мощность, их услугами должно пользоваться население. У нас есть еще одна номинация – «Абсолютно лучший объект года». Это может быть любой объект, победивший в одной из номинаций. Каждый член жюри называет один лучший проект. Объект, который назвали лучшим большее число членов жюри, становится победителем. В 2000 году лучшей была признана реконструкция Большой спортивной арены олимпийского стадиона «Лужники», на следующий год – транспортная развязка на пересечении Волоколамского шоссе и улицы Свободы с тоннелем под каналом им. Москвы, и, наконец, два последних года победителем признается компания «МонАрх и С» – сначала за реконструкцию гимназии во 2-м Обыденском переулке, а ныне – за здание Московского городского суда на Богородском Валу. Замечу, что инвестор абсолютного победителя-проекта получает в награду право вне конкурса заключить инвестиционный контракт на застройку одного из трех предложенных ему на выбор участков земли. Все это повышает престиж конкурса, улучшает имидж инвесторов. Как правило, в нем участвует до 50 объектов.

– В Ассоциацию в последние годы охотно вступают иностранные компании. Что это за тенденция?

– Одно из направлений нашей деятельности – показ инвестиционных возможностей Москвы, потенциала участников рынка недвижимости. Раньше многие потенциальные иностранные инвесторы, к сожалению, не знали об инвестиционной привлекательности столицы. Поэтому мы с 1995 года активно участвуем в крупнейших международных форумах в Канне MIPIM и MAPIC, представляем московские проекты на конкурсах MIPIM AWARDS (четырежды – реконструкция 269-го квартала на Сретенке, деловой центр «Усадьба», жилой комплекс Золотые ключи» на Минской улице и торговый комплекс «Охотный Ряд» – они признавались лучшими объектами года). Ежегодно мы проводим в Москве и за рубежом более 25 различных мероприятий, пропагандирующих наши возможности. Думаю, именно с этим и связан интерес иностранных компаний к нашей Ассоциации.

"