Posted 19 июля 2022,, 06:55

Published 19 июля 2022,, 06:55

Modified 7 марта, 12:08

Updated 7 марта, 12:08

Российских студентов научат бороться с депрессией

Российских студентов научат бороться с депрессией

19 июля 2022, 06:55
Фото: mirtesen.ru
В России разрабатывают спецкурс, который поможет студентам бороться с ментальными проблемами, в частности с депрессией. Методику разрабатывает группа экспертов. В эксперименте участвуют несколько вузов.

Александр Дыбин

Поводом для разработки специальной психологической дисциплины стали результаты опроса, проведенного среди российских студентов. Исследование подтвердило, что почти каждый третий студент сталкивается с психологическими проблемами.

«Многие респонденты - 34,4%, среди которых больше женщин (42,9%), чем мужчин (28,4%), сталкивались с психологическими проблемами, у некоторых с данной проблемой столкнулись друзья, родственники, знакомые (34,3%). Но часть опрошенных (26,8%) ответили, что не сталкивались с подобным ни они, ни их друзья, ни родственники», - говорится в исследовании.

Опрос проводился среди студентов разных курсов, живущих в разных регионах страны. При этом к специалистам в этих ситуациях обращались менее 10% студентов, которые столкнулись с психологическими проблемами. И около половины из них принимали антидепрессанты, значительная часть – около 16% без назначения врача.

По словам депутата Государственной Думы, зампреда комитета по науке и высшему образованию Ксении Горячевой, проблема ментального здоровья студентов стоит очень остро.

«Лишь 27% - менее трети опрошенных - сказали, что не сталкивались с такими проблемами ни лично, ни среди ближнего круга. Все остальные или переживали психологические проблемы лично, или знают о подобных проблемах у близких. Это очень большой процент. Важно учитывать и то, что даже анонимно в интернет-опросе не каждый решится рассказать о проблеме у себя. Так что цифра может быть даже выше. На первом этапе исследования мы хотели установить, существует ли проблема, посмотреть, как сейчас студенты справляются с проблемой, где она наиболее острая, но без глубины. На следующем этапе - качественном - будем подробнее разбирать причины».

Доцент кафедры психологии личности СПбГУ Елена Кузнецова согласна с оценкой, что депрессия – актуальная проблема для молодых людей.

«Это касается вообще всех людей, большинство исследований фиксирует рост числа людей в депрессивных состояниях, заболевание входит в тройку наиболее распространенных и есть оценки, что в течение ближайших 10 лет станет самым распространенным, - говорит эксперт, - студенты, как часть сообщества, тоже подвержены тем же явлениям. Наблюдается рост. При этом студенчество - уязвимая часть общества».

Откуда вообще у молодых людей ментальные расстройства? Считается, что молодость - время для творчества и развлечений.

«Депрессия понимается достаточно широко, мы можем выделить два варианта ее развития, - говорит Елена Кузненцова, - с одной стороны есть внешние события: ипотека дети и тд. Второй фактор - особенности работы организма. В первом случае у студентов идут сильные изменения социальных условий. Они вступают во взрослую жизнь, перед ними встают новые задачи, надо самим организовывать жизнь, нести ответственность, адаптация к новым условиям, другой город, общежитие – все это может вызывать проблемы. Кроме того студенты уязвимы и по другой причине. Они взрослые, но не могут полноценно работать, финансовое положение часто не устойчиво, и с ростом напряженности в мире, все это будет только расти».

По словам депутата Госдумы Ксении Горячевой, на уровень тревожности повлияли так же пандемия и события последних месяцев.

«В нашем исследовании мы спросили, повлияла ли ситуация вокруг Украины на эмоциональное самочувствие. 50% ответили, что события повлияли негативно, еще 50% - что никак не повлияли, - уточнила депутат. - Обо всем остальном мы со специалистами пока можем лишь строить гипотезы. Сейчас мы видим, что это в большей степени состояние связано с возрастом: чаще других проблемы испытывают студенты 1-2 курсов. Молодые люди начинают самостоятельную жизнь и сталкиваются с новыми проблемами, решение которых не всегда дается легко. В школе представление о мире было одно, а в реальности оказывается по другому. Часто о проблемах говорят студенты последних курсов. Причина может быть примерно такая же, это снова переход на новый этап: заканчивается еще один этап, появляются вопросы «а что дальше? а туда ли я иду? а что мне дал вуз и где я могу пригодиться?». И здесь снова много тревоги».

Как можно помочь студентам? Во многих вузах уже действуют собственные программы, кабинеты психологов и тому подобные проекты. Но в Госдуме предложили разработать отдельную дисциплину, которая преподавалась бы на протяжении всего курса, и помогала бы молодым людям разобраться в себе. Сейчас, по данным «Новых известий» разрабатывается программа для первокурсников, которая может быть опробована в качестве эксперимента в ряде вузов.

«Важно создать общее поддерживающее поле. На разных этапах человек должен понимать, где может получить помощь. Это не только психологические службы, - говорит Ксения Горячева, - на занятиях мы хотим дать студентам инструменты изучения не внешнего, а внутреннего, инструменты для понимания себя: Чего я хочу? Где мои границы? Как справляться с переживаниями? В вузах уже есть много инструментов: и студсоветы, и карьерные центры и так далее. Они должны быть опорой для студентов в тех вопросах, где молодые люди испытывают трудности. Сейчас в строну психологического здоровья и профилактики эта система не повёрнута. Нужно пробовать создать единое поле и с уже имеющимися инструментами, заполняя пробелы».

Психолог из СПБГУ Анна Корнеева полагает, что такие курсы должны быть адаптированы под специфику вуза, так как в разных учреждениях студенты сталкиваются с разными проблемами.

«Вузы должны меняться наработками, что-то универсальное для все всех не подойдет, - говорит эксперт, - в медицинских вузах студенты сталкиваются с большими нагрузками и объемом информации, где-то есть особенности производственной практики, есть военные вузы, где свои особенности. Все это и диктует необходимость адаптированных программ».

"