Posted 18 июня 2014,, 20:00

Published 18 июня 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:30

Updated 8 марта, 04:30

И один раз не видеть

18 июня 2014, 20:00
Более 90% россиян смотрят телевизор, из них лишь половина доверяет ему, но при этом к другим источникам информации обращается меньшинство. Такие данные опубликовал в среду «Левада-Центр». Согласно результатам исследования, политические взгляды аудитории телевидения и аудитории Интернета весьма сходны, а отношение общес

Как уточняют социологи «Левада-Центра» Денис Волков и Степан Гончаров, исследование обобщает результаты более чем десятка разных опросов, многие из которых периодически повторялись. Так, вопрос, сколько ежедневных газет регулярно читают респонденты, был впервые задан в 2003 году. С тех пор доля тех, кто читает хотя бы одну газету, сократилась с 39% до 28%. Доля пренебрегающих прессой, в свою очередь, увеличилась с 59% до 67%.

Зато выпуски телевизионных новостей неизменно смотрит подавляющее большинство респондентов: 94% – в 2009 году, 90% – в текущем году, причем среди москвичей эта цифра незначительно выше (93%). На этом фоне за пять лет заметно выросла популярность интернет-СМИ: если в 2009 году электронные издания наряду с печатными журналами набирали единицы процентов, то в 2014-м – 24%. Доля слушателей радио, напротив, сократилась с 41% до 18%. Из соцсетей в 2014 году новости узнают 15% россиян, тогда как в 2009-м вопрос о них даже не задавался.

У москвичей «информационные наборы» гораздо разнообразнее, чем в целом по России: в столице 47% опрошенных узнают о происходящем в стране и мире от знакомых и родных, 42% – из интернет-изданий, 25% – из соцсетей, 31% – из газет и 28% – по радио. В среднем же по России всеми СМИ, кроме телевидения, пользуется незначительная доля опрошенных.

Однако, несмотря на гегемонию телевидения в российском медиапространстве, полностью доверяют ему лишь 50% респондентов.

Авторы исследования выделили четыре профиля потребления СМИ. «Телезрители» (55% респондентов) – это жители малых городов с невысоким уровнем образования, заработка, пассивные потребители информации. «Старая гвардия» (20%) – это более образованные люди старшего возраста, которые используют традиционные СМИ – телевидение, радио, прессу. Аудитория «сарафанного радио» (17%) предпочитает узнавать новости посредством общения, хотя телевидение как способ потребления информации доминирует и здесь. Наконец, «самые информированные» (7%) используют все доступные источники новостей и активно интересуются происходящим.

Более половины респондентов (51%) довольствуются одним источником информации. 20% используют два, 17% – три, 12% – четыре и более. Социологи отмечают, что количество потребляемых СМИ прямо соотносится с уровнем образования: среди тех, кому достаточно одного, высшее образование имеют 26% опрошенных, а среди предпочитающих разнообразные каналы информации – 40%.

Интернетом регулярно пользуются 57% россиян, в столице – 73%. К новостным агрегаторам «Яндекс.Новости» и «Новости Mail.ru» обращаются по 41% и 21% пользователей соответственно.

Социологи опровергают распространенное мнение о разнице в политических предпочтениях между аудиторией телевидения и аудиторией Интернета. Не подтвердилась и гипотеза о том, что потребители нескольких видов СМИ более критичны в оценке происходящего: хотя они «демонстрируют большую приверженность демократическим идеалам, они очень похожи на «рядового» россиянина в своем одобрении существующей власти, состояния дел в стране и в своем отношении к резонансным событиям».

Авторы исследования связывают это с тем, что «люди, которые получают новости по Интернету и при этом не смотрят телевизионные каналы, составляют по России не более 5%, у оставшихся 20% населения Интернет идет «приложением» к телевидению».

По наблюдениям социологов, при переходе дискуссии вокруг резонансной темы из Интернета на телевидение отношение общества к этой теме существенно меняется. Так, в мае 2011 года соотношение тех, кто считает Алексея Навального виновным по «делу «Кировлеса», и тех, кто связывает его преследование с антикоррупционной деятельностью, составляло 20% к 54%, а в сентябре 2013 года – 35% и 45%.

"