Posted 18 июня 2009,, 20:00

Published 18 июня 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:21

Updated 8 марта, 07:21

Штрафы «рулят»?

Штрафы «рулят»?

18 июня 2009, 20:00
В минувшую среду «Новые Известия» провели очередной этап своей акции «Операция «Зебра», которой в этом году исполняется пять лет. Именно столько времени наши корреспонденты выходят на улицы города и пытаются приучить владельцев авто пропускать пешеходов на нерегулируемых переходах. Нынешней весной этой же проблемой оза

Парламентарии убеждены: для обеспечения безопасности на дорогах нужны драконовские меры. «Так, например, в Испании водителю, не пропустившему пешехода на «зебре», грозит штраф приблизительно в 300 евро, у нас же эта планка намного ниже», – заявила на днях депутат Госдумы Наталья Ермакова. Теперь законотворцы намерены увеличить до 500 рублей штраф и для пешеходов, нарушающих ПДД. Впрочем, все это планируется сделать только осенью. Пока же наказание для пешехода, перебежавшего проезжую часть в неположенном месте, составляет 200 рублей, а для водителя, не уступившего дорогу на «зебре», тысячу рублей.

Чтобы выяснить, насколько эффективно работает существующий сегодня «кнут», репортеры «НИ» устроили наблюдение в центре Москвы. Большой Путинковский переулок. Буквально через минуту простаивания «в засаде», то есть на нерегулируемом пешеходном переходе, мимо проносится машина ДПС, чуть не задев корреспондента «НИ». В голове сразу всплывают плакаты социальной рекламы с надписями вроде: «Ежегодно в России в автомобильных авариях погибает население 30-тысячного города». Еще пять минут ожидания «окна» в потоке – и по дороге вальяжно проезжает черная иномарка с мигалкой, блеснувшая напоследок затонированными стеклами. Наконец, тормозит серебристый Renault. За рулем – симпатичный загорелый мужчина, представившийся Александром. «Я часто бываю в Европе и не вспомню, наверное, ни одного случая, когда бы пешеходам приходилось по 10 минут ждать возможности перейти дорогу, – делится Александр с «НИ». – Всегда надо помнить о том, что водитель может оказаться на месте пешехода. Иными словами, поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Я каждый раз думаю, как мне было бы приятно, если бы автомобилист уступил дорогу».

Светофор отсекает четыре «порции» автомобилей, и у перехода останавливается черная иномарка. Водитель машет рукой – мол, проходи спокойно. Но вместо этого мы начинаем расспрашивать молодого человека за рулем, представившегося Александром Викторовичем. «Я же не каждый день на машине езжу, понимаю, что пешеход чувствует, – говорит водитель. – Мне обидно, когда меня не пропускают через дорогу. Конечно, иногда пешеходы чуть ли не выскакивают под колеса, и затормозить не успеваешь, приходится проезжать дальше. Но все равно я стараюсь соблюдать правила, и увеличенные штрафы тут ни при чем».

Справедливости ради стоит отметить, что следующая встреченная нами машина ДПС все же притормозила, пропустив группу молодых людей.

Следующая «засада» корреспондента «НИ» – на Петровке, где в нескольких метрах от регулируемого пешеходного перехода есть нерегулируемый. Рядом, стиснув полосатый жезл, стоит страж правопорядка. «Нарушения, конечно же, отслеживаем, следим, чтобы водители вежливые были, пропускали пешеходов. Да они и вести себя в последнее время на дороге стали нормально, тем более что такой объект рядом, – кивает он на здание с табличкой «Петровка, 38». – Не знаю, штрафы сыграли в свою роль или уровень сознательности наконец-то поднялся, но положительные изменения есть».

Раз милиционеры следят за тем, чтобы у них на глазах пешеходов не давили, то можно рискнуть перейти дорогу и без светофора. В сторону Страстного бульвара – пробка. А вот к Садовому кольцу дорога свободна, машины так и летят. Простояв на разделительной полосе несколько минут и не дождавшись какого-то знака внимания от автомобилистов, приходится перебегать остаток проезжей части, когда машины стоят на красном. Ладно, думаем, на регулируемом переходе автомобили уж точно остановятся. И в тот момент, когда загорается зеленый, брюнетка на золотистой Mazda, похоже, мыслями совсем в другом месте, поскольку тормозить не собирается. Впрочем, она быстро осознает свою оплошность и останавливается, лишь слегка заехав на переход.

Корреспондент «НИ» пытается перейти Петровку по «зебре» рядом с Мосгордумой. Красная Skoda тормозит практически сразу. За рулем – миловидная блондинка Альфия. «Вообще-то, по правилам положено предоставлять пешеходам преимущество при переходе, – словно детям, втолковывает она журналистам. – Я и так обычно медленно езжу, так что пропустить кого-то мне не сложно. Кстати, с введением новых штрафов пешеходы стали вести себя на дороге намного смелее. Но пусть имеют в виду: если кто на скорости большой едет, может не успеть тормознуть». Для полноты картины ждем еще одного вежливого водителя. Им оказывается Сергей Шишкин, сидящий за рулем новенького желтого такси. «Вы бы лучше «проголосовали» – все машины точно остановятся, – усмехается он в усы. – Мне приятно себя вежливым чувствовать, какие мотивы у других – не знаю».

Примечательно, что ни один из опрошенных репортерами «НИ» водителей не назвал увеличенные штрафы в качестве «стимула» для вежливости на дороге. Эту тенденцию подтверждает и исследование, проведенное компанией Profi Online Research. По данным опубликованного в начале недели опроса, введение новых штрафов никак не повлияло на поведение половины водителей: 15% и без того соблюдали ПДД, а 34% как нарушали правила, так и нарушают. Слабым, но все-таки утешением может служить лишь то, что 24% автомобилистов ответили: «Уступаю дорогу пешеходам в местах возможной встречи с ДПС».

Между тем, по данным Департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД России, в прошлом году наезды на пешеходов составили 40% от общего числа ДТП в стране. Причем каждый шестой наезд происходил именно на пешеходном переходе. Сотрудники ГИБДД надеются, что введение новых штрафов все же улучшит ситуацию. Достаточно вспомнить, что после ужесточения наказания за непристегнутый ремень безопасности около 70% столичных водителей стали ездить пристегнутыми, что уже спасло не одну жизнь при авариях.

КСТАТИ

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), около половины из 1,27 млн. жителей планеты, ежегодно погибающих в автомобильных авариях, составляют пешеходы, мотоциклисты и велосипедисты. Кроме того, специалисты ВОЗ отметили, что многие страны занижают данные о смертях и травмах в результате ДТП. Самые высокие показатели смертности отмечаются в регионах Восточного Средиземноморья и Африки. Самые низкие зарегистрированы в странах с высоким уровнем дохода, таких, как Нидерланды, Швеция и Великобритания.

Согласно опросу маркетинговой компании Affinion Group, самые грубые водители в США живут в Нью-Йорке. Они чаще других сигналят без причины, не соблюдают дистанцию, регулярно ругаются и показывают другим участникам дорожного движения неприличные жесты. На втором месте – автомобилисты из техасских городов Даллас и Форт-Уорт. «Бронзу» за грубость получили водители Детройта, штат Мичиган. В прошлом году первое место занимали жители Майами (Флорида), причем они удерживали звание самых агрессивных и беспечных водителей на протяжении четырех лет. И не зря: помимо всех вышеперечисленных грехов они также отличились тем, что умудрялись бриться, читать или подправлять макияж за рулем.

"