Posted 18 июня 2008,, 20:00

Published 18 июня 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:03

Updated 8 марта, 08:03

Святое соседство

18 июня 2008, 20:00
В начале июня инициативная группа жителей Москвы и Подмосковья, выступающих против строительства кришнаитского храмового комплекса на севере столицы, передала в мэрию резолюцию митинга протеста с требованием отменить решение о выделении кришнаитам земельного участка. По словам организаторов митинга, «это чуждое нам кап

На прошлой неделе на Лахнинской улице Санкт-Петербурга, на месте предполагаемого строительства храма в честь святой блаженной Ксении, жители окрестных домов вышли на митинг. Богоугодное дело вызывает у них возражения. Во-первых, по архивным данным, святая Ксения жила в другом месте, поэтому де смысла в постройке храма на Лахтинской нет. Во-вторых, петербуржцы боятся лишиться своего скверика и детской площадки. Третий (и самый сильный) аргумент протестантов – то, что в процессе строительства будут повреждены фундаменты их обветшавших домов, и они могут рассыпаться, как карточные.

Одновременно бушуют страсти в другом районе Питера – на территории Матвеевского сада. В 2001 году Санкт-Петербургская и Ладожская епархия пришла к выводу о нецелесообразности восстановления здесь храма, разрушенного большевиками. Однако в прошлом году городской комитет по градостроительству и архитектуре подписал разрешение на исследование грунта. 17 мая строители отгородили половину сквера забором. Планируется вырыть строительный котлован, изъяв около 1 тыс. кубометров грунта, несмотря на то, что разрешения на строительство пока нет. Местные жители, боясь лишиться единственного в их районе места для прогулок, ссылаются на закон, по которому в скверах и садах никакое строительство невозможно. В ответ начальник отдела строительства и землепользования районной администрации Сергей Кузнецов заявил: «В законе говорится, что строительство запрещено – так его и не будет, а будет воссоздание памятника. И вообще, что вы жалуетесь? Полсадика же вам оставят». Санкт-Петербург – не единственный город в России, где процесс массового возведения храмов не встречает полного одобрения.

В сентябре прошлого года православная община подмосковного Троицка заявила о своем желании возвести храм в лесном массиве рядом с городом. У многих жителей эта новость радости не вызвала: строительство предполагало вырубку части леса. Глава администрации Троицка и местный совет депутатов приняли решение о проведении референдума. Была назначена дата – 2 марта. Но, как рассказал руководитель инициативной группы Станислав Тихонов, за несколько дней до референдума в совет депутатов поступил протест от городской прокуратуры.

По мнению г-на Тихонова, протест был реакцией на письмо, якобы полученное от областных властей. Станислав Тихонов обратился в суд с иском, но тот признал законным отмену референдума «как разжигающего межрелигиозную рознь».

В апреле жители Ростова-на-Дону вышли на митинг в парк Донского технического университета. В парке, где намечено строительство храма святой великомученицы Татьяны, идет активная переноска и вырубка деревьев. Мало того, что уже уничтожено около десятка, перенесенным деревьям по 40–45 лет, и они, по словам ростовчан, не восстановятся.

Три года назад было принято решение о возведении храма в Солнечном районе Иркутска. Само по себе это не вызвало бы возражений местных жителей, если бы местом под стройплощадку не выбрали их любимую березовую рощу. С протестующими встретился главный архитектор города, рассказавший, что микрорайон все равно надо застраивать, и церковь – не худший вариант. За ее строительство высказалась группа из 200 человек, направившая прошение о строительстве в Иркутскую епархию. Благословение архиерея было получено, прошение скрепили своими подписями главный архитектор и мэр, начались подготовительные работы – и все это за спинами обитателей березовой рощи.

«Мы не знали, где появится церковь, – рассказывают они, – пока однажды не обратили внимание на машину, которая бурила скважину возле наших берез. Это единственное место, куда мы можем прийти с детьми. Здесь не ездят машины, здесь безумно красиво. Храм вполне можно передвинуть на несколько десятков метров в ту или другую сторону, чтобы сберечь деревья...»

Большинство подобных конфликтов заканчивается победой РПЦ, подключающей пресловутый административный ресурс. Жители российских городов не против появления в них новых храмов. Но убеждены, что дороги к храмам не должны пролегать через места, которые давно стали сферой их обитания. Гибель рощи или сквера – трагедия не меньшая, чем разрушение церкви. И в том, и в другом случае удар наносится по нашим душам.

ЕВРОПЕЙЦЕВ ЗАМУЧИЛ КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН

Жители британского города Олдборо жалуются на то, что колокола местной церкви производят слишком много шума, сообщает Русская служба Би-би-си. «Каждое второе воскресенье после обеда колокола звонят целых три часа, без остановки. Мы не можем сидеть в собственном саду, пока они трезвонят. Это несправедливо», – заявила Кенни Хант, инициатор жалобы, которую, по ее словам, уже подписали 20 человек. Между тем викарий церкви Найджел Хартли заявил, что такая реакция горожан «не может не огорчать». «Люди, которые переезжают на новое место и собираются жить возле церкви, должны учитывать, что, скорее всего, в этой церкви будут звонить», – считает он.
Городской совет надеется, что горожане и служители церкви смогут сами уладить конфликт. В противном случае придется провести официальное расследование, чтобы выяснить, являются ли колокола нарушителями общественного спокойствия.
Ранее колокольный звон вызвал раздражение в Голландии. Муниципалитет города Тилбурга после многочисленных жалоб жителей принял решение штрафовать местного священника на 5 тыс. евро за каждый новый факт колокольного звона к ранней мессе. Решение муниципального совета не заставило священника отказаться от звона.

"