Posted 18 мая 2014,, 20:00

Published 18 мая 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:23

Updated 8 марта, 04:23

Социальные страшилки

Социальные страшилки

18 мая 2014, 20:00
На днях замглавы Роскомнадзора Максим Ксензов заявил, что ведомство может при необходимости в считанные минуты заблокировать Twitter и Facebook, а вскоре получил выговор за данные слова от руководства Минкомсвязи и осуждение от премьер-министра Дмитрия Медведева. Эксперты утверждают, что заблокировать зарубежные соцсет

В субботу после проведения служебной проверки в отношении Максима Ксензова глава Минкомсвязи Николай Никифоров принял решение объявить выговор замглавы Роскомнадзора «за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей». Напомним, на прошлой неделе замглавы Роскомнадзора рассказал о сложностях взаимодействия между ведомством и социальными сетями: «Facebook и YouTube к нам прислушиваются и периодически удаляют незаконный контент... Twitter в большинстве случаев удалять противоправную информацию категорически отказывается... Последовательно отказываясь выполнять наши требования, они специально создают условия, в которых блокировка этого ресурса на территории нашей страны становится практически неизбежной».

«Мы завтра же можем в течение нескольких минут заблокировать Twitter или Facebook в России. Если мы оценим, что последствия от «выключения» социальных сетей будут менее существенными по сравнению с тем вредом, который причиняет российскому обществу неконструктивная позиция руководства международных компаний, то мы сделаем то, что обязаны сделать по закону», – добавил Ксензов.

Подобное заявление не понравилось Дмитрию Медведеву, о чем он тут же сообщил на своей странице в Facebook: «Как активный пользователь социальных сетей считаю, что российское законодательство обязаны соблюдать все – и сами сети, и пользователи. Но отдельным чиновникам, отвечающим за развитие отрасли, надо иногда включать мозги. И не давать интервью, объявляющих о закрытии соцсетей».

Позже Максим Ксензов уточнил, что Роскомнадзор не собирался блокировать ни Facebook, ни Twitter. «Мои слова о возможной блокировке этого ресурса были, скорее, словесным предупреждением руководства Twitter», – отметил чиновник, выразив уверенность, что «договориться по всем спорным вопросам вскоре удастся».

Ситуацию прокомментировал и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, который напомнил, что не только ведомства, но и соцсети должны «проявлять максимум ответственности на предмет соблюдения законодательства».

«При желании вполне возможно ограничить доступ к социальным медиа или создать такие сложности доступа, что они будут перекрывать удовольствие от пользования, и это приведет к существенному сокращению аудитории», – отметил в беседе с «НИ» завкафедрой журналистики Югорского государственного университета Илья Стечкин, сославшись на пример китайского интернета.

«Сами по себе социальные медиа не создают общественные процессы. Они выступают в роли катализаторов, существенно ускоряя их протекание», – считает Илья Стечкин. По его мнению, влияние соцсетей обеспечено доступностью смартфонов и мобильного интернета, а не самими интернет-ресурсами.

Полностью заблокировать интернет-ресурсы не получится, но можно продолжать принимать законы, отметил в разговоре с «НИ» известный блогер и интернет-эксперт Антон Носик: «Например, не исключено введение уголовной ответственности для граждан России за обход блокировок». Эксперт полагает, что власть просто опасается влияния соцсетей на россиян: «Согласно различным исследованиям десятки миллионов россиян моложе 60 лет формируют свое мнение на основании обсуждений в соцсетях».

По данным социологов, напротив, влияние соцсетей невелико. Например, согласно проведенному «Левада-Центром» в конце апреля опросу, 94% россиян узнают информацию о событиях в Украине и Крыму с помощью телевидения, и только 9% используют для этого социальные сети.

Заместитель директора «Левада-Центра» Алексей Гражданкин пояснил «НИ», что даже этого количества аудитории достаточно для беспокойства властей: «Если какой-то интернет-ресурс способен мобилизовать несколько тысяч человек, а это сотые процента населения страны, их может быть достаточно для изменения политического строя и свержения правительства». Однако пока, по словам социолога, российская оппозиция слаба и неспособна создать что-либо наподобие майдана: «Власти стараются уничтожить даже мельчайшие возможности для каких-то протестных действий на всякий случай».

"