Posted 18 мая 2009,, 20:00

Published 18 мая 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:35

Updated 8 марта, 07:35

«Из меня могут выбить все, что угодно»

18 мая 2009, 20:00
Сегодня в Екатеринбурге напротив офиса полпреда президента в Уральском федеральном округе состоится митинг в поддержку правозащитника Алексея Соколова, задержанного 13 мая. Его подозревают в причастности к разбою, совершенному на производственной базе «Уралтермосвар» в городе Богдановиче 20 июня 2004 года. А глава Моск

В 2005 году в Екатеринбурге была зарегистрирована неправительственная организация «Правовая основа». Ее руководитель Алексей Соколов занялся защитой осужденных, которые подвергаются избиениям и пыткам в местах лишения свободы. «В нашу организацию пришло очень много заявлений от подследственных и обвиняемых, содержавшихся в колонии ИК-2 в Екатеринбурге, – вспоминал за месяц до своего ареста в интервью «НИ» Алексей Соколов. – Это учреждение получило название «фабрика пыток». Туда привозили подследственных из разных регионов. Их заставляли признаваться в преступлениях, которые они не совершали. Один человек подписал 23 явки с повинной. Мы добились увольнения начальника ИК-2. «Фабрику пыток» закрыли».

В октябре прошлого года Алексей Соколов написал письмо Дмитрию Медведеву, в котором просил главу государства содействовать проведению общественного расследования по фактам нарушения прав человека в Свердловской области. Соколов писал: «Все наши обращения в Генпрокуратуру, в Общественную палату, в Госдуму перенаправлялись обратно в прокуратуру Свердловской области. Существуют коррупционная составляющая в деятельности прокуратуры и, возможно, элементы сговора между работниками прокуратуры и руководством УФСИН по Свердловской области». Послание подписали три тыс. жителей региона, поддержавшие идею общественного расследования событий на «фабрике пыток».

В ожидании ответа Алексей Соколов занялся изучением обстоятельств массовых беспорядков в Копейской колонии, которые вспыхнули в июне 2008 года. Тогда четверо заключенных были убиты, а пятеро охранников пострадали. Правозащитник утверждал, что заключенных избили сотрудники колонии: шестеро оказались в больнице, а четверо погибли. После прокурорской проверки инцидента своих должностей лишились начальник колонии и 10 ее сотрудников.

В конце 2008 года Алексей Соколов стал членом общественной наблюдательной комиссии Екатеринбурга. Ему предоставлялось право беспрепятственно входить в тюрьмы, колонии, ОВД и ИВС Свердловской области и следить за соблюдением прав заключенных. А 13 мая он сам был взят под стражу. «Алексея задержали недалеко от дома, когда он вышел гулять с двухлетней дочерью, – рассказал «НИ» лидер движения «За права человека» Лев Пономарев. – Его повалили на землю, заковали в наручники. Его дочка до сих пор не может прийти в себя. Алексея можно было вызвать в прокуратуру повесткой, тем более что дело о нападении на базу тянется уже четыре года».

По словам Льва Пономарева, Соколов знал, что против него готовится провокация. Несколько осужденных по делу о разбое в 2004 году полгода назад жаловались правозащитникам, что на них оказывают давление, чтобы они дали на Соколова показания. Получив эти сведения, Алексей Соколов от имени организации «Правовая основа» обратился в прокуратуру.

Сейчас уральский правозащитник содержится в изоляторе временного содержания (ИВС) ГУВД Свердловской области. Ему удалось передать через адвоката обращение к друзьям: «В милиции мне прямо заявили, что не позволят контролировать милицию. Мне и раньше говорили, что если я не заткнусь, то меня посадят: дело для меня всегда найдется. Государство поручило мне защищать права граждан, а коррумпированные чиновники боятся огласки своих преступных действий». Одно из последних расследований Соколова касалось инцидента на дискотеке «Голливуд» в городе Первоуральске. 21 марта этого года в результате давки там погибли четыре человека. Соколов публично заявлял, что трагедии можно было избежать, если бы за порядком на дискотеке следили сотрудники милиции. «Это расследование могло стать последней каплей, которая привела к аресту Алексея Соколова», – предположил в беседе с «НИ» Лев Пономарев.

Через своего адвоката Алексей Соколов передал буквально следующее: «Не верьте тем показаниям, что передадут из СИЗО. Из меня могут выбить все что угодно».

"