Posted 19 апреля 2016,, 16:29

Published 19 апреля 2016,, 16:29

Modified 8 марта, 03:10

Updated 8 марта, 03:10

Политика неравнодушия

Политика неравнодушия

19 апреля 2016, 16:29
Уже в среду в первом чтении могут принять законопроект, из-за которого едва ли не каждая благотворительная организация может быть объявлена «иностранным агентом». Несмотря на протесты общественников, никаких изменений в документ, призванный уточнить понятие «политической деятельности НКО», законодатели не внесли. Между
Сюжет
Суды

В список «иностранных агентов» Минюст записывает не только влиятельные правозащитные НКО вроде «Голоса» или «Комитета по предотвращению пыток». В этом году в реестр попали многие региональные организации – рязанское отделение историко-просветительского общества «Мемориал», алтайская экологическая организация «Архар», благотворительный фонд социально-правовой помощи «Сфера» и еще с десяток НКО.

Например, пензенский издательский дом «Валентин Мануйлов» на днях записали в «иностранные агенты» только потому, что он получил грант от фонда поддержки российских СМИ «Среда». Не успели журналисты потратить выделенные им средства, как руководство «Среды» (а организацию финансировал Дмитрий Зимин, основатель фонда «Династия», ликвидированного им из-за включения в реестр «иноагентов») заявило о самоликвидации НКО в связи с включением в перечень «иностранных агентов».

Также в список «иностранных агентов» была внесена саратовская организация «Социум», занимающаяся профилактикой ВИЧ. По данным прокуратуры, НКО было выделено 1,5 млн. рублей из зарубежных фондов для проведения соцопросов. А «политической деятельностью», необходимой для признания организации «иноагентом», прокуратура признала раздачу презервативов и чистых шприцов наркозависимым…

Главу ассоциации «Голос» оштрафовали на 1,2 млн. рублей за нарушение закона об «иностранных агентах». Сотрудники организации в публикациях на сайте не проставили маркировку, что организация признана «иноагентом». Интересно, что активисты «Голоса» еще в 2014 году, почти сразу после внесения в перечень «иностранных агентов», перестали работать от лица ассоциации: наблюдением за выборами они занимаются в рамках одноименного движения. Таким образом, получилось, что ассоциацию «Голос» оштрафовали за то, что фактически делает другая организация – движение «Голос», – юридически не имеющая к ассоциации никакого отношения.

До этого на крупную сумму за отсутствие «агентской» метки был оштрафован правозащитный центр «Мемориал», заплативший в казну 600 тыс. А в марте 400 тыс. рублей взыскали с правозащитной организации «Общественный вердикт».

Вскоре работа НКО может осложниться еще сильнее. Как ранее сообщали «НИ», на рассмотрении в Госдуме находится законопроект, уточняющий понятие «политическая деятельность» для некоммерческих организаций. Согласно этому законопроекту, политической деятельностью, среди прочего, считаются организация и проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, любые публичные обращения к госорганам и должностным лицам, а также оценка в адрес властей. Таким образом, практически каждая благотворительная организация, периодически имеющая дело с госорганами и получающая деньги из-за рубежа (например, в виде пожертвований) может попасть в реестр «иностранных агентов».

Первое чтение проекта запланировано на среду.

«Законопроект написан так, что под него может попасть любая некоммерческая организация, в том числе любой благотворительный фонд», – сказал «НИ» глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов. Однако собеседник газеты отметил, что СПЧ сделает все от него зависящее, чтобы эти поправки в нынешнем виде не прошли.

В Минюсте говорят, что некоммерческие организации зря поднимают панику, рассказала «НИ» член Общественной палаты и член СПЧ Елена Тополева-Солдунова: «В ведомстве уверяют, что те цели и деятельность, обозначенные в законопроекте как политические, на самом деле не характерны для большинства НКО. Поэтому даже если они взаимодействуют с органами власти, оценивают их политику, но при этом их основная деятельность не оказывает влияния на политику, их деятельность не будут расценивать как политическую. Но так это трактует Минюст сейчас. Как он будет трактовать закон, когда его примут, – это большой вопрос».

По мнению собеседницы «НИ», в ситуации, когда дать четкое определение политической деятельности невозможно, можно было бы разработать какие-то методические рекомендации по применению закона об «иноагентах»: «В том же законе можно было бы просто сделать приписку: «НКО действует в интересах иностранного государства». И даже если бы организация получала деньги из зарубежных источников, это не стало бы основанием для включения ее в реестр». Тем не менее г-жа Тополева-Солдунова добавила, что законодатели так и не согласились внести в законопроект изменения к первому чтению.

"