Posted 18 марта 2015,, 21:00

Published 18 марта 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 04:02

Updated 8 марта, 04:02

Поражение в правах

Поражение в правах

18 марта 2015, 21:00
Вхождение Крыма в состав России резко увеличило число случаев нарушения прав человека на полуострове. К таким выводам пришла международная организация Amnesty International в своем англоязычном докладе, опубликованном в среду. По данным правозащитников, трудности переходного периода были связаны не только с жесткостью

К резкому ухудшению ситуации с правами человека в Крыму привела цепочка событий, последовавших за бегством из страны бывшего президента Виктора Януковича, утверждают правозащитники. Спустя месяц полуостров «оказался в полной власти российских законов, в том числе ограничивающих право на свободу выражения мнений, объединений и собраний», – указывают авторы доклада. Уже в первые месяцы новые власти региона дали понять, что отношение к оппонентам у них простое: «уезжай или замолчи». «И многие из тех, кто открыто критиковал новый режим, действительно уехали. Их к этому побудил всплеск похищений в первые месяцы после аннексии. Несколько проукраинских объединений и правозащитных групп перестали работать вовсе», – говорится в докладе. Особенно сильно пострадало двухсоттысячное сообщество крымских татар, указывают в Amnesty International.

В первые месяцы после того, как Крым оказался в составе России, как минимум двенадцать человек были похищены и подверглись насилию со стороны военных формирований, известных как «самооборона Крыма». Семеро из них до сих пор числятся пропавшими без вести, при этом ни одного похитителя выявлено не было. Самый известный из похищенных – режиссер Олег Сенцов, который был задержан ФСБ России и доставлен в Москву в качестве обвиняемого по «очень сомнительному» уголовному делу о подготовке теракта. «Как правило, мужчин останавливала на улице, заталкивала в автомобиль и увозила группа вооруженных лиц. Власти создали специальную рабочую группу для расследования похищений и пообещали сделать все возможное, чтобы найти виновных, но пока этого ни разу не произошло», – указывается в докладе.

Среди похищенных – несколько крымско-татарских активистов: например, 39-летний Решат Аметов, найденный убитым со следами насилия, 19-летний Ислам Джеппаров и 23-летний Джевдет Ислямов, которых последний раз видели 29 сентября.

Под давлением оказались и проукраинские СМИ и блогеры, которых новая власть заставляла замолчать с помощью антиэкстремистских статей УК, предупреждений со стороны Роскомнадзора, обысков и допросов. «Через год после аннексии в местных СМИ стало гораздо меньше плюрализма: и в онлайн-медиа, и в традиционных инакомыслие больше недопустимо», – отмечается в докладе. Среди пострадавших от сворачивания свободы слова Amnesty International называют блогера Елизавету Богуцкую, которую после проукраинской записи в Facebook обыскали и допросили оперативники регионального Центра «Э», а также крымско-татарский телеканал АТР-ТВ, куда в феврале после ряда неофициальных телефонных «предупреждений» нагрянули сотрудники ОМОНа, чиновники Следственного комитета и ФСБ. Обыск в редакции телекомпании был проведен в рамках уголовного дела о беспорядках в Симферополе 26 февраля 2014 года, когда пророссийские активисты и сторонники крымско-татарского меджлиса схлестнулись прямо перед зданием республиканского парламента. Кроме того, целый ряд СМИ лишился лицензии после того, как власти обязали их перерегистрироваться в соответствии с российским законодательством. Среди них – «Крымское агентство новостей» и несколько радиостанций.

Помимо прочего, крымчане в течение года стали гораздо меньше выходить на уличные протесты, отмечают в Amnesty International, и причиной тому – российское законодательство, которое гораздо менее либерально в плане массовых мероприятий, чем украинское. Докладчики напоминают, что в России для проведения массовой акции требуется предварительно уведомить о нем муниципальную власть. Так, крымские татары были вынуждены проводить свои мероприятия в честь годовщины депортации (18 мая) или Европейского дня памяти жертв нацизма и сталинизма (23 июня) не на центральных площадях, а в отдаленных районах. Иногда они и вовсе получали от властей отказ в праве собраться.

Празднование годовщины вхождения Крыма в состав России состоялось вчера в самом центре столицы.
Фото: ЕКАТЕРИНА ВАРЮХИЧЕВА

Кроме того, с полицией пришлось иметь дело организаторам и участникам исключительно мирных акций, не связанных с протестом. Так, полиция Севастополя разогнала памятный сход поклонников музыканта Андрея Кузьменко (лидера группы «Скрябiн», разбившегося в ДТП 2 февраля этого года). Случай почти курьезный: в мероприятии принимал участие едва ли десяток человек. Не без вмешательства представителей власти обошлось и празднование 201-й годовщины со дня рождения Тараса Шевченко 9 марта в Симферополе.

Российские власти нарушили право крымчан на свободу объединений, убеждены в Amnesty International. Так, после вхождения в состав России часть НКО подверглась давлению, а часть – прекратила работу во избежание таковых. Среди пострадавших – международный конгресс-центр «Украинский дом», продвигавший в Крыму украинский язык и культуру: трое его сотрудников были похищены. А Центр гражданского просвещения «Альменда» прекратил работу в Ялте после того, как его директор Ольга Скрыпник стала получать угрозы со стороны «самообороны Крыма» и срочно покинула регион. Отдельный параграф доклада посвящен преследованию крымско-татарского меджлиса, активисты которого насильственно изгонялись или подвергались уголовному преследованию.

«Я была в Крыму в апреле. Тогда там была эйфория. Но она не оправдалась», – рассказывает «НИ» глава комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина. По ее словам, первым разочарованием стала ситуация с крымскими татарами, когда въезд на территорию республики запретили бывшему и нынешнему председателям меджлиса Мустафе Джемилеву и Рефату Чубарову. «Уже тогда люди, которые хотели остаться гражданами Украины, испытывали большие затруднения. Я была там в последний день, когда можно было отказаться от российского гражданства. Там были огромные очереди. С чего люди должны отказываться от гражданства, которого никогда не имели и не приобретали? А иногда мне приходят и такие письма: люди успели отказаться от российского паспорта, а потом выяснилось, что они не могут работать в бюджетных учреждениях», – рассказывает г-жа Ганнушкина.

"