Posted 18 марта 2015,, 21:00

Published 18 марта 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 04:03

Updated 8 марта, 04:03

Кто заплатит за вред дорогам?

Кто заплатит за вред дорогам?

18 марта 2015, 21:00
Кто заплатит за вред дорогам?

С ноября 2015 года в России будет запущена автоматизированная система взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого федеральным дорогам грузовиками с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн. Почему же плату за ущерб трассам решили брать именно с так называемых 12-тонников? Так ли уж много большегрузов на наших трассах?

Проект был разработан Министерством транспорта РФ совместно с Федеральным дорожным агентством. Были проведены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), в том числе связанные с оценкой вреда, причиняемого дорогам автомобильным транспортом. По результатам НИОКР оказалось, что доля 12-тонников в общем транспортном потоке не так велика и составляет в среднем 17%. Но 56% ущерба дорогам от проезда автотранспорта приходится именно на такие грузовики!

В Росавтодоре уверены – несправедливо было бы разделить ответственность за вред дорогам поровну между всеми владельцами автомобилей. Ведь ущерб от проезда одного 12-тонника сопоставим с проездом 50 тыс. легковушек. Не говоря уже о том, что разрушая дороги, владельцы грузовиков зарабатывают на перевозках.

Подобная система уже давно работает в европейских странах – Германии, Австрии, Чехии, Швейцарии и др. Знакомы с ней не понаслышке и те грузоперевозчики, которым по долгу службы приходится бывать в Белоруссии.

Российская система будет полностью автоматизирована, в процедуре взимания платы будут минимально задействованы люди и наличные деньги. На федеральных трассах появится 481 рамка системы стационарного контроля и не менее 100 автомобилей с экипажами системы мобильного контроля. Владельцам грузовиков на безвозмездной основе будут выданы бортовые устройства, которые с помощью навигационных радиосигналов ГЛОНАСС/GPS будут определять координаты автомобилей. Полученные последовательности координат будут передаваться в Центр обработки данных (ЦОД), где и будет определяться пройденный путь и размер платы. Списываться средства с расчетного счета владельца будут один раз в сутки.

Тариф за проезд по федеральным трассам для большегрузов составляет в настоящее время 3,5 рублей за километр. Иностранные перевозчики будут оплачивать проезд на тех же условиях, что и российские, лишь с той разницей, что бортовые устройства им будут выдаваться под возвращаемый залог.

Средства, собранные в ходе реализации проекта, пойдут на содержание и ремонт автодорог. Причем, как поясняют в дорожном ведомстве, речь идет не только о федеральных трассах, но и о региональных дорогах. Как известно, в регионах испытывают острый дефицит денег на развитие дорожного хозяйства (по оценкам экспертов дополнительно требуется от 100 до 300 млрд. рублей в год), поэтому проект может помочь значительно улучшить ситуацию.

Пока систему планируют запустить только на федеральных трассах, но в дальнейшем она может быть использована и на региональных дорогах.

"