Posted 18 марта 2008,, 21:00

Published 18 марта 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:06

Updated 8 марта, 08:06

Каморка для Джанибека

18 марта 2008, 21:00
В Кировском районе Петербурга разгорается скандал вокруг малыша Джанибека. Мальчик, которому еще нет и годика, с момента рождения фактически является бомжем: 10 месяцев прожил в каморке под лифтом. Другой жилплощади у его матери Елены Захаровой нет. По словам Елены, когда она еще была беременной, ее против воли выселил

История о том, как петербурженка Елена Захарова потеряла комнату в квартире № 17 в «сталинском» доме на проспекте Стачек, 17, напоминает криминальную драму. Захарова говорит, что летом 2006 года неизвестные затолкали ее в машину, вывезли за город и заставили подписать документы на распоряжение комнатой, в которой она жила по договору социального найма, в пользу одной из сотрудниц местной жилконторы. Отобранную жилплощадь приватизировали и выгодно продали. «Мошенников не остановило ни то, что Захарова, по сути, была инвалидом (у нее искусственные клапаны в сердце), ни то, что она была беременной. Возможно, они специально искали тех, кто не сможет за себя постоять», – поделилась с «НИ» общественница микрорайона «Нарвский округ» Елена Дряхлова.

Тем не менее Захарова пыталась найти управу на своих обидчиков. В августе 2006 года, оставшись без комнаты, она подала в милицию заявление о том, что стала жертвой квартирных махинаторов. Впрочем, реакции правоохранительных органов не последовало. Только через восемь месяцев – 2 апреля 2007 года – ей сообщили, что в возбуждении уголовного дела отказано.

Весной 2007 года Захарова выписалась из роддома. У нее родился здоровый мальчик – Джанибек. Его отец – приезжий из Узбекистана был женат на Захаровой, дал малышу свою фамилию – Норбобоев, но тем не менее был депортирован на родину. После депортации мужа идти Захаровой было некуда.

Чтобы не раздувать скандала, коммунальщики решили найти молодой маме временное пристанище. Женщине с ребенком предложили пожить в элеваторном узле одного из домов – крошечном нежилом помещении, наполненном лифтовыми коммуникациями. В этом углу под лифтом, в духоте, шуме и гаме, ребенок прожил более 10 месяцев. Все это время помочь Елене и Джанибеку пытались правозащитники, общественники. В мае 2007 года они, грозя скандалом на весь мир, заставили районных чиновников зарегистрировать новорожденного мальчика Джанибека Норбобоева в комнате, которую Елена потеряла, но из которой не была выписана.

Но несчастья продолжали сыпаться на Елену и Джанибека. Под Новый год коммунальщики решили выселить Захарову из коморки под лифтом. Пока ребенок с мамой ходили на прогулку, их вещи были выброшены, а дверь в коморку заперта на замок. Елена осталась без денег, документов, без детских вещей, которые собирали для Джанибека благотворительные организации. Правда, после того, как правозащитники раздули очередной скандал, Захаровой удалось вернуть хотя бы паспорт.

Сейчас Елена вместе с Джанибеком временно живет в кризисной квартире региональной благотворительной общественной организации «Санкт-петербургское общество защиты детей». Ребенок нормально питается, не болеет. Но сказать, что жизнь семьи наладилась, нельзя. Договор на проживание в здании организации истекает в июне этого года. Женщине придется освободить помещение. Кроме того, новая владелица комнаты на проспекте Стачек затеяла судебную тяжбу. Она пытается добиться признания того, что Елена утратила право пользования жилплощадью, а Джанибек его никогда не имел – он не прожил там ни дня. Захарова с помощью правозащитников подала встречный иск о признании сделки с ее комнатой недействительной. Очередное судебное заседание по этому скандальному делу состоялось 6 марта 2008 года.

У Елены все же есть надежда, что судьба ее малыша сложится благополучно. «Дело Джанибека» взяла под контроль начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Петербурга Татьяна Васильева. В ответ на запрос «НИ» из прокуратуры пришел ответ, в котором говорится, что прокурор Кировского района признал решение милиционеров об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным. Материалы по жалобе Елены Захаровой направлены в ОБЭП Кировского РУВД для организации дополнительной проверки. В адрес начальника Кировского РУВД районный прокурор внес представление по факту допущенной волокиты. Еще одно представление по факту нарушений жилищных прав несовершеннолетнего ребенка районный прокурор направил в адрес начальника ЖЭС № 2 Кировского района.

Битва за право мальчика Джанибека не быть бомжем, а расти нормальным питерским мальчишкой, жить с мамой в нормальных условиях, в ее комнате, продолжается.

«НИ» попросили адвоката Дмитрия Удальцова прокомментировать ситуацию с выселением беременной женщины. Нарушены ли были этим права еще не родившегося ребенка. Вот что он рассказал: «Если в семье есть ребенок, продать или обменять квартиру родители могут только с согласия органов опеки и попечительства. Это прописано в Семейном и Жилищном кодексах. Сделки с жильем не должны повлечь за собой ущемления прав ребенка. Правда, это касается уже родившихся детей. Нет свидетельства о рождении – нет гражданина. Так что беременная женщина может распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Законодательно защитить права неродившегося ребенка невозможно».

"