Posted 18 февраля 2013,, 20:00

Published 18 февраля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 02:19

Updated 8 марта, 02:19

Достучаться до небес

Достучаться до небес

18 февраля 2013, 20:00
Сообщения об авиадебоширах и о средствах борьбы с хулиганством на бортах самолетов в последние дни буквально заполонили все ленты информагентств. После нескольких воздушных инцидентов и депутаты, и чиновники различных рангов заговорили о необходимости ужесточения ответственности для тех, кто устраивает драки в авиалайн
Сюжет
Авиация

На днях в федеральный розыск был объявлен прославившийся на всю страну пассажир рейса Москва – Хургада Сергей Кабалов. Предприниматель из Саратова устроил дебош на борту самолета, летевшего 11 января из Москвы в Египет. В полицию от бортпроводника авиакомпании «Когалымавиа» поступило заявление о том, что на борту самолета пьяный пассажир Кабалов ударил его, сопровождая свои действия нецензурной бранью. Первоначально по данному факту было заведено дело по статье «Побои». Однако вскоре Следственный комитет России переквалифицировал обвинение на статью «Покушение на угон воздушного судна». Известно, что после поднявшегося в связи с этой выходкой шума Кабалов сдал обратные билеты и остался в Египте.

Случай с Кабаловым стал «спусковым крючком», после которого инициативы по усмирению авиадебоширов посыпались словно из рога изобилия. Причем подавляющее большинство предложений, которые сегодня широко обсуждаются в обществе, напрямую связаны не только с ужесточением ответственности авиадебоширов. Крайними рискуют оказаться все остальные пассажиры, которые и не напиваются на борту, и не размахивают кулаками во время полета. Как это часто бывает в России, борьба с пьянством в воздухе приняла характер истерии и кампанейщины. Так, Росавиация предложила в срочном порядке создать официальные «черные списки» пассажиров, которые дебоширят на борту самолета. «Во время полета их поведение может отразиться на безопасности полетов и повлечь самые негативные последствия», – пояснил глава Росавиации Александр Нерадько. Поэтому агентство выступило за придание официального статуса «черным спискам» пассажиров, которые уже ведутся в ряде крупных авиакомпаний. Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев предложение Росавиации поддержал: «Я предлагаю в России, учитывая территориальную разбросанность, делать (списки. – «НИ») по компаниям: у нас есть регионы, куда, кроме авиации, ничем не доберешься. Каждому перевозчику надо дать право сделать свой список. Все российские авиакомпании «за». При этом решение о включении в список, по мнению г-на Савельева, вправе принимать командир корабля.

Депутаты Госдумы в кратчайшие сроки подготовили законопроект, который устанавливает уголовную ответственность за скандалы и потасовки во время перелетов. Кроме того, прозвучало предложение сформировать службу «воздушных маршалов», которые будут вооружены электрошокерами и наручниками для борьбы с нетрезвыми дебоширами. Об этом заявлял начальник Управления транспортной безопасности Росавиации Юрий Сапрыкин. По его словам, крупнейшие авиакомпании – «Аэрофлот», «Трансаэро», «ЮТэйр» и ряд других – обратились в Росавиацию с предложением разрешить на законных основаниях сопровождать свои воздушные суда силам собственных служб авиационной безопасности. Чиновник отметил, что основная цель такого сопровождения – «препятствие тем буйным пассажирам, о которых мы очень часто слышим».

Пассажиры пили, пьют и будут пить дальше, причем не только в России, но и в других странах мира, заявил в беседе с «НИ» советник президента профсоюза летного состава России, летчик-испытатель Александр Акименков. По его словам, ничуть не меньше россияне употребляли алкоголь в самолетах и в советское время, и в 90-е годы. Александр Акименков уверен: наказание для дебоширов должно быть жестким, однако меры следует применять такие, от которых бы не страдали другие, вполне законопослушные пассажиры.

Прозвучавшее предложение запретить проносить на борт самолета алкогольные напитки, приобретенные в магазинах duty free, многие эксперты называют неадекватным и имеющим долгоиграющие последствия. В частности, председатель совета директоров ОАО «Международный аэропорт Внуково» и совладелец аэропорта Виталий Ванцев уже заявил, что после запрета на употребление спиртных напитков, купленных в магазинах duty free, цены на пассажирские авиаперевозки должны возрасти. Г-н Ванцев пояснил, что операторы беспошлинной торговли уже лишены источника доходов от продажи сигарет. Вот и получается, что если вдобавок к этому запретить продажу алкоголя, то доходы магазинов настолько сократятся, что встанет вопрос о снижении ставок арендной платы: «Они придут к нам и попросят снижения ставок. Свои затраты куда мы переложим? Мы эти затраты, безусловно, переложим тогда на ставки и сборы, автоматически повысятся цены на билеты».

Руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев предложил обратиться к европейскому опыту и не отбирать у пассажиров алкоголь, а договориться с магазинами о доставке купленных напитков непосредственно на борт самолета. Тогда туристы смогут получить покупки по прибытии. Возможное создание службы «воздушных маршалов» также неизбежно отразится на стоимости авиабилетов, уверен Александр Акименков. «Получается, что дебоширит один, а из-за этого больше будут платить все остальные, что тоже неправильно», – отмечает эксперт.

Нет никакого смысла писать новые законы, надо просто соблюдать существующие, пояснил «НИ» действительный член Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, член-корреспондент Международной академии проблем человека в авиации и космонавтике, профессор Сергей Кричевский. «Должен работать четкий алгоритм, а не придумываться дополнительные меры по каждому новому случаю в пожарном порядке. Например, если гражданин успел «набраться» до вылета, то в этом случае должна эффективно сработать служба контроля. Дунул в алкотестер – если пьяный, то до свидания, полетишь следующим рейсом, когда протрезвеешь», – пояснил «НИ» г-н Кричевский.

Пьяный человек не должен допускаться на борт самолета, если же человек успел изрядно «набраться» и устроить дебош во время полета, то его в дальнейшем следует наказывать. Такое мнение в беседе с корреспондентом «НИ» высказал действующий пилот одной из отечественных авиакомпаний, пожелавший сохранить инкогнито. «К сожалению, у нас любят прибегать к экстренным и подчас неадекватным мерам. Если человек напился, то, согласно такой логике, надо изъять из продажи всю водку. Ведь и другие тоже могут напиться», – иронизирует собеседник «НИ».

Стоит отметить, что во многих цивилизованных странах наказание для воздушных хулиганов мягким не назовешь: для них также предусмотрены и высокие штрафы, и можно даже загреметь в тюрьму – если человек, к примеру, будет в нетрезвом состоянии ломиться в кабину к пилотам. Однако эксперты сходятся во мнении, что главное в ходе развернутой сегодня дискуссии – не перегнуть палку и прийти к четкому пониманию того, что наказание должен понести непосредственный виновник происшествия. Сегодня же виноватыми рискуем оказаться все мы.

Показательными в этом плане стали результаты недавнего опроса, проведенного Фондом «Общественное мнение». Социологи поинтересовались у россиян, какое наказание они считают правильным для Сергея Кабалова. Чаще всего предлагалось ограничиться административным наказанием для хулигана (26% опрошенных). Запретить дебоширу пользоваться воздушным транспортом считают правильным 10% респондентов. При этом за запрет распития алкоголя на борту выступили всего лишь 2% опрошенных. Это понятно: ведь из-за одного нетрезвого хулигана не должны страдать вполне добропорядочные граждане, которые могут выпить за обедом на борту самолета рюмку коньяка.

ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА

Работавшая бортпроводницей обозреватель «НИ» несколько раз сталкивалась с такими случаями, после которых приземление самолета воспринимается как второе рождение. Однажды, захватив отдохнувших с острова Кипр, самолет возвращался в Москву. Напоили пассажиров прохладительными напитками, накормили и собирались пройти с торговлей. Как вдруг из салона раздались крики – оказалось, мужчина, которому категорически нельзя было пить спиртное, тайком от жены откупорил бутылку конька, купленного друзьям в качестве презента, и залпом выпил половину. Сначала под его руку попалась супруга, которую он стал воспринимать как чудовище из фильмов ужасов. Мужчина закричал: «Уберите от меня этого монстра», попытался спрятаться под сиденье, а потом с криком: «Спасайся!» побежал по салону, пугая тем самым остальных пассажиров и создавая панику. Пришлось связать его подручными средствами, а в Москве передать врачам, которые сказали, что, скорее всего, это белая горячка. Немало тревожных часов пришлось пережить и на рейсе Москва – Гавана, когда на высоте 9 тыс. метров пьяный пассажир пытался открыть входную дверь самолета и выйти. И хотя по логике сделать это практически невозможно из-за высокого давления внутри кабины, но чего только не бывает в жизни, а вдруг ему удалось бы это? После того как мужчину оттащили от двери, он уселся на служебное место бортпроводников, достал из кармана зажигалку и попытался поджечь обшивку кресла. Пришлось одному из бортпроводников до посадки самолета сидеть рядом с ним и отвлекать от дурных мыслей.
Елена МИЛИЕНКО


В НЕМЕЦКИХ САМОЛЕТАХ СПИРТНОЕ ПОДАЮТ БЕСПЛАТНО И С «ДОБАВКОЙ»

Купленное в немецких duty free спиртное с 2006 года проносится на борт в специальных опечатанных на кассе магазина пластиковых пакетах, открывать которые до полета и во время перелета нельзя. При этом пить алкоголь, купленный в буфетах аэропорта, не возбраняется. На борту самолетов, к примеру, «Люфтганзы» во время обеда бесплатно предлагают и вино, и пиво, и даже дают «добавку». Можно купить алкоголь и за свои деньги, без предупреждений от стюардов о том, что на борту открывать купленный алкоголь нельзя. Дебоширами занимается полиция. Могут снять до полета с рейса, самая обычная санкция – штраф в несколько сотен евро, в зависимости от нанесенного ущерба и причиненных неприятностей. Корреспондент «НИ» восемь лет проработала в службе безопасности мюнхенского аэропорта и убедилась, что пьяные дебоши устраивают главным образом пассажиры с российскими и украинскими паспортами. Запомнился, например, случай, как украинский моряк, летевший транзитом из Украины в США, чтобы там примкнуть к команде какого-то сухогруза, устроил перед пассажирами и работниками аэропорта в зале отлета настоящий стриптиз, сопровождая свой перформанс криками и нецензурной бранью. Прибежавшие на шум человек пятнадцать вооруженных полицейских, обыскивая пьяного хулигана, вынуждены были дополнительными силами поддерживать его вертикальное положение. А после того как задержанный «дыхнул в трубку», полицейский был просто потрясен. Такое количество промилле в крови немецкие стражи порядка представить себе у живого существа не могли. После этого полиция решала дилемму: то ли отправить моряка в пункт назначения завтрашним рейсом, то ли опять-таки завтра вернуть его назад, туда, откуда прилетел. На следующий день меня попросили сопровождать вчерашнего дебошира, проведшего ночь в комфортных условиях полицейского участка с постелью и «горячим питанием» до самого вылета самолета в США. Вчерашний буян был неузнаваем: тих, вежлив, крайне смущен. О своих подвигах он ровным счетом ничего не помнил. Но штраф в несколько сотен евро, который ему пришлось оплатить по возвращении домой из плавания, сделал тот перелет для моряка незабываемым. Наблюдать предполетные состояния сильного опьянения регулярно доводилось не только у простых смертных, но и у узнаваемых и всеми любимых представителей артистического, литературного и политического бомонда. Благо, что требования не пускать на борт сильно пьяных пассажиров для рейсов на Москву, Санкт-Петербург, Киев и другие города бывшего Советского Союза хотя и негласно, но подразумевали некоторые послабления.
Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен


В США ПЬЯНЫХ АВИАПАССАЖИРОВ ПРИРАВНИВАЮТ К ТЕРРОРИСТАМ

До августа прошлого года ограничений на провоз алкоголя в самолетах в США не существовало. Ограничения появились, когда спецслужбы раскрыли заговор террористов, намеревавшихся использовать большие порции алкоголя в качестве горючего для взрыва десяти самолетов на их пути из Лондона в США. С тех пор спиртные напитки стали именоваться в правилах авиационной транспортной службы как hazardous material, что означает «опасное вещество». Новые правила резко снизили объем алкогольных напитков, разрешенных к перевозке. Сейчас каждый пассажир может взять на борт самолета только одну бутылку спиртного весом не более 100 граммов. При этом нельзя проносить на борт самолета бутылку, открытую до выхода за пределы security checkpoint – зоны, в которой пассажиров досматривают перед посадкой. Еще более жесткие правила провоза спиртных напитков установлены в праздничные дни. В эти дни на борт самолета запрещено брать даже 100-граммовые бутылки. Весь алкоголь пассажиры обязаны сдать в багаж. Нарушить этот порядок пытаются регулярно. Ежемесячно во всех международных аэропортах страны изымается спиртное стоимостью в 200 тыс. долларов. Главным образом бутылки на борт самолета пытаются пронести иностранные туристы.
Борис ВИНОКУР, Чикаго

"