Posted 18 февраля 2009,, 21:00

Published 18 февраля 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:48

Updated 8 марта, 07:48

Выставочное сообщество

Выставочное сообщество

18 февраля 2009, 21:00
В Кисловодске на базе ООО «Прогресс» 19–20 декабря 2008 года состоялось общее собрание членов Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ).

Собрание открылось «круглым столом» «Российская выставочная индустрия в условиях мирового финансового кризиса», который вел президент РСВЯ Сергей Алексеев. В рамках «круглого стола» выступил губернатор Ставропольского края Валерий Гаевский, который, в частности, отметил, что, несмотря на финансовые «похолодания», вопрос о грамотном продвижении товаров и услуг является по-прежнему актуальным. В этой связи деятельность организаций, работающих в нише организации выставок и ярмарок, имеет особое значение для краевого бизнеса и производства, для потребителя, для экономики в целом.

Своим видением складывающейся кризисной ситуации в выставочно-ярмарочной деятельности в разных регионах России поделились руководители выставочных компаний.

Магомед МУСАЕВ, генеральный директор ОАО «ГАО ВВЦ», Москва:

– Больше всего хотелось бы сказать о том, что ждет выставочную индустрию и что мы должны делать, чтобы ее развивать. Сегодня за выставочно-конгрессную деятельность отвечает Минпромторг. Очень важно, чтобы с самого начала новый министр имел правильное понимание, что такое выставочная деятельность с точки зрения развития экономики и реализации промышленной политики, чтобы у него четко отложился приоритет необходимости развития материально-технической базы в регионах. Если мы говорим, что до 2020 года Россия должна войти в пятерку ведущих экономик мира, то наша задача обеспечить соответствующее развитие выставочной инфраструктуры.

Мы сегодня упорно ведем переговоры с мэром Москвы, чтобы не строить много выставочных комплексов в столице. Их, очевидно, будет переизбыток. Если есть средства, то лучше их аккумулировать и вкладывать деньги в регионы. Во-первых, это конкретная помощь в развитии экономики региона – это общегосударственная задача. Во-вторых, возможность обеспечить выход продукции Москвы на региональный уровень.

Владимир ТАБАЧНИКОВ, генеральный директор ЗАО «Кузбасская ярмарка», Новокузнецк:

– Положение очень серьезное. Продажа экспозиционных площадей за последнее время снизилась на 20–30%, доходная часть – на 40–50%. Регионы, которые подобно Кузбассу работают на сырьевой базе, подвержены кризису в большей степени. Мы проводили в октябре промышленный форум, и практически ни одно металлургическое предприятие не прибыло на выставку. Такого еще не было. Многие проекты закрываются. Нам пришлось остановить начатое ранее строительство четырехэтажного офисного здания с выставочным залом, поскольку партнер по строительству вынужден был закрыть коксовый завод в Алтайском крае. Продажа металла, на котором он специализировался, резко снизилась, цена на металл упала в 2,5 раза.

Безусловно, надо добиваться снижения расходной части бюджета предприятия, сбалансировать как кадровую, так и финансовую деятельность. По возможности нужно вводить новые проекты, которые могут принести деньги, развивать дополнительно сферу услуг. У многих давно работающих выставочных компаний за последние годы значительно вырос объем работ, предприятия расширились. Можно, например, преобразовать рекламную службу в рекламное агентство, выделить в отдельные предприятия отделы по продаже выставочных площадей, сервисную, техническую, оформительскую службы. Перед сотрудниками этих предприятий жестко поставить условия по зарабатыванию денег и экономии средств. Мы провели у себя подобную реорганизацию, и могу сказать, преобразованная рекламная служба работает сейчас очень активно, принимает заказы на проведение всевозможных юбилеев, корпоративных вечеров и т.д.

Я думаю, что кризис не на год и не на два. И нам, руководителям, тоже надо учиться повышать свой профессиональный уровень. Мы привыкли работать в спокойной обстановке, по накатанной дорожке. Сейчас другое время. Надо кооперироваться и проводить совместные тренинги, обсуждения. Мы все конкуренты, но выживем мы только вместе.

Андрей КУРИЛОВ, генеральный директор ООО ВЦ «КраснодарЭКСПО», Краснодар:

– Мне кажется, мы все жили в теплой постели, но сегодня одеяло сорвано, на улице минус семь, что для южного человека вообще катастрофа, то есть пришло время шевелиться. Другой вопрос – куда и как?

За прошедшие три года мы росли хорошими темпами: средний показатель – 42% в год. В заключительный сезон мы выросли на 52% и вплотную подошли к цифре 400 миллионов рублей (оборот по выставочной деятельности). На этот год мы закладывали не очень большой рост, хотели преодолеть планку в полмиллиарда.

Сегодня главным стал фактор неопределенности. Наши клиенты могут делать только предположения. Ни у кого нет твердой почвы под ногами. Поэтому мы сделали три сценария развития ситуации. Первый, невероятный – мы закрываем выставочный центр. Второй, более оптимальный – минус 30% от планируемого роста. И третий – это минус 30–40% от той цифры, что мы добились в конце прошлого сезона.

В соответствии с этими сценариями мы пересмотрели структуру затрат, перетряхивая каждую статью. Сначала провели самую детальную оценку персонала. Точно определили, с кем мы никогда не расстанемся, даже если придется делать невероятные усилия. Определили тех, кто попадает в зону роста и тех, с кем уже вчера можно было расстаться безболезненно для бизнеса. Затем построили математические модели, чтобы понять, как глубоко мы падаем и сколько нужно ресурсов. На сегодняшний день у нас есть представление, какой будет «КраснодарЭКСПО» в зависимости от ситуации на рынке. Мы сверстали новый бюджет расходов и плавающий бюджет доходов, по которому ведем постоянный мониторинг. Таким образом, мы обрели почву под ногами.

Что касается клиентов, то если раньше они стояли в очереди и мы продавали все места на выставку за восемь месяцев до ее открытия, то сегодня клиент растерян и хочет вернуть заплаченные нам деньги. Мы сегодня ведем постоянные диалоги с клиентами, что не нужно уходить с площадки, потому что их затоваренные склады и растерянность сегодня могут привести к необратимым последствиям завтра. Для тех же, кто не внемлет никаким доводам, мы создали фонд возврата и определили его в бюджете.

Думаю, что пришло время, когда наше сообщество должно ответить на несколько простых вопросов. Возможно, я не готов их сформулировать, но хотел бы предложить эту тему для размышления. Мы обслуживаем промышленность, сферу услуг, обслуживаем государство в каких-то его потребностях, и мне кажется, сегодня пришло время выработать позицию, чем мы полезны бизнесу. Я предлагаю уйти от разговоров, что выставочный бизнес – локомотив экономики. Это неправда. Мы – инфраструктура. Какого качества инфраструктура, таков и интерес, который будет к нам проявлен. Сегодня самое время разговаривать с государством и общественными деловыми организациями, объяснять, почему мы им важны и чем интересны. Сегодня самое время разговаривать друг с другом, обсуждать варианты развития. При всех условиях мы должны получить прибыль, чтобы рассчитываться с кредитами и налогами. Поэтому задача наша проста: получать прибыль и разговаривать с бизнесом, чтобы найти свое место в экономике.

Петр ГРИЦЕНКО, генеральный директор ОАО «Балтик-Экспо», Калининград:

– Когда я ехал на это собрание, мне крайне не нравилось, что на нем такое большое внимание уделяется борьбе с кризисом. Не надо с ним бороться, он уже пришел и беседует с нами. Бороться надо было полгода назад. Что хорошего дает кризис? Первое – проснулись все руководители, великие и невеликие. Все, кто страдал манией величия, быстро излечились. Второе – из Калининграда видно, что слетело величие и с Европейского союза. Раньше к немцам надо было обращаться за год для того, чтобы они приняли решение об участии в мероприятии. Сейчас они за два месяца собираются, приезжают и участвуют самым активным образом.

Светлана ИВАНОВА, генеральный директор Информационного выставочного агентства «ИнформЭКСПО», Москва:

– Экономический кризис изменил ситуацию в корне. Все предприятия встали перед необходимостью оптимизировать свои расходы. Кто-то считает, что первые расходы, которые надо сократить, – это рекламный бюджет. Однако есть и обратное мнение. Проведенные РСВЯ исследования показали, что с необходимостью усиления имиджа конкретных выставок, размещения информационно-разъяснительных материалов в прессе, необходимостью увеличения выделяемых средств на рекламу и PR согласна почти половина опрашиваемых.

Сегодня в условиях кризиса роль выставочной прессы усиливается. Когда экспоненты уходят с выставок и сокращают площади своих стендов, необходимость в продвижении выставок возрастает многократно. Вместе, сообща – РСВЯ, организаторы выставок и выставочная пресса – должны доказать руководству предприятий всех сфер экономики: именно сейчас в выставках участвовать надо. Уйти с рынка просто, но как потом на него вернуться?

Работу «круглого стола» завершил президент РСВЯ Сергей АЛЕКСЕЕВ:

– Снижение деловой активности и сокращение производства неизбежно скажется на снижении показателей выставок. В то же время есть мнение, что на волне кризиса после первоначального спада может произойти всплеск рекламной активности компаний, в том числе и в выставочной деятельности; что именно во время кризиса многие компании будут рассматривать выставки как эффективный инструмент поддержания имиджа, продвижения и стимулирования продаж.

Среди антикризисных мероприятий наиболее значимы следующие:

снижение внутренних издержек организации без снижения качества мероприятий;

пересмотр клиентской базы, перераспределение ресурсов с целью максимально качественной обработки платежеспособных клиентов, мероприятия по привлечению новых клиентов;

введение гибкой, диверсифицированной ценовой политики;

расширение деловой программы, сопутствующих услуг, разработка низкобюджетных маркетинговых и рекламных услуг для экспонентов;

работа по четкому информированию клиентов об эффективности выставки как инструмента маркетинга в условиях кризиса и ограниченности ресурсов;

пересмотр выставочных программ, отказ от нерентабельных, «нерыночных» выставочных проектов.

В ходе собрания был обсужден вопрос об отраслевой информационной системе РСВЯ, предложенной для внедрения в деятельность РСВЯ Петром Гриценко, генеральным директором ОАО «Балтик-Экспо» (Калининград). Опытом работы и перспективами сотрудничества российской выставочной индустрии с Китаем на 2009–2012 годы поделилась Вера Ермилова, генеральный директор ООО «Дальэкспоцентр» (Владивосток), обратившая внимание членов РСВЯ на высокую заинтересованность китайской стороны в выходе на российский рынок и участии российских выставочных фирм и предприятий в китайских выставках.

Члены РСВЯ утвердили новую (четвертую) редакцию Устава РСВЯ, Внутренние правила РСВЯ, новый Комитет экспертов в сфере выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности. Принят план работы Союза на 2009 год. По итогам общего собрания РСВЯ утвердил пакет мер для преодоления проявлений кризиса в выставочной деятельности. Среди них: гибкая бюджетная политика, использование малобюджетных каналов коммуникации, оптимизация бизнес-процессов компаний, ряд других. Несмотря на создавшуюся экономическую ситуацию, как считают в РСВЯ, у выставочного бизнеса есть все шансы использовать кризис как толчок для развития.

Знак РСВЯ присвоен еще восьми выставочным мероприятиям членов Союза, в том числе четырем – со статусом «международное». На сегодняшний день знаком РСВЯ всего отмечено 146 выставочных мероприятий, в том числе одна выставка члена РСВЯ из Молдовы.

В ассоциированные члены РСВЯ принято ООО «Продюссерская фирма Креатив-экспо» (Красноярск), занимающееся выпуском специализированного журнала в сфере выставочного бизнеса. Из членов РСВЯ вышло ООО «Проминэкспо» (Москва), прекратившее предоставление услуг в сфере ВЯД. В настоящее время членами РСВЯ являются 81 организация, в т.ч. 68 – действительных и 13 ассоциированных. Из них: организаторов выставок – 59 (5 – из других стран), сервис-провайдеров – 12, содействующих –10.

"